4. Особенности макроэкономической политики в условиях переходной экономики.
Сущность переходной экономики — это переход от одной системы координат к другой, принципиально отличной. Это процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике.
В процессе перехода от командно-административной системы экономики к рыночной происходит трансформация в сфере экономической политики государства: командные методы и диктат государства постепенно заменяются функциями государственного регулирования, которые соответствуют смешанной экономике. Особенностью и основной чертой переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а механизм рыночного регулирования еще не работает в полной мере. Таким образом, переходная экономика неизбежно связана с неким системным вакуумом, который является источником нестабильности. Переход к рыночной экономике невозможен без макроэкономической стабилизации. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике предполагает осуществление активной экономической и социальной политики государства. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого предсказуемого уровня. Во всех без исключения странах с переходной экономикой наблюдалось сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценивание национальной валюты и катастрофическое бегство от нее. Инфляция может проявляться не только в открытом виде, но и в подавленном (Россия). В последнем случае она проявляется в дефиците товаров, очередях и ухудшении качества. Вследствие этого актуальной является финансовая стабилизация. Что требует сбалансированного государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации. Существуют различные сценарии макроэкономической стабилизации.
Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических мероприятий, включающая ликвидацию (или сведение к минимуму) дефицита государственного бюджета, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы (как в России) или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводят быстро и жестко, то они называются «шоковая терапия». Т.е. проведение их требует короткого промежутка времени для успешного проведения макроэкономической стабилизации. В данном случае имеется в виду теоретическая концепция, когда борьба с инфляцией продолжается 1-2 года, а не постепенно шаг за шагом в течение многих лет. Это объясняется тем, что растянутая борьба может сформировать устойчивые инфляционные ожидания. В качестве номинального «якоря» — это экономический показатель, который фиксируется на определенном уровне, может выступать денежная масса или обменный курс валют. Эти показатели удерживают на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляцию. Все страны переходной экономики страдали от подавленной инфляции, что порождало избыточную массу денег. Макроэкономическая стабилизация требовала ликвидации этой массы, как источника инфляции. Это можно сделать по-разному:
Сокращением номинального предложения денег
Либерализацией цен
Увеличением реального объема производства
Снижением скорости обращения денег.
Итак, ортодоксальный сценарий устраняет денежный навес, но дальше необходима жесткая финансовая политика. Необходимо свести до минимума дефицит государственного бюджета. Это возможно сделать с помощью реформы налоговой системы. Важнейший принцип реформирования ее должно быть следующее:
Нейтральность налоговой системы. Это означает конец произвольным освобождениям от налогов отдельных групп производителей или потребителей товаров
Налоговые ставки должны стимулировать производство, а не загонять его в подпольную экономику
Система исчисления должна быть технически простой
Налоги должны уплачиваться неукоснительно.
Кроме того необходима жесткая кредитно-денежная политика, т.е. политика «дорогих денег»
Другой сценарий стабилизации характерен деиндексацией заработной платы — мероприятие, помогающее преодолеть инфляцию. Неортодоксальный сценарий — это жесткая кредитно-денежная политика и налогово-бюджетная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, он предполагает и сведение к минимуму бюджетного дефицита и ограничение предложения денег, и фиксацию обменного курса. — все что есть в ортодоксальном сценарии, но дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. используется в качестве «якоря» зарплата. Важным условием успеха такого сценария является социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и зарплатой. Необходимо доверие основных социальных групп по отношению к правительству и проводимой экономической политике.
Ортодоксальный сценарий реализовывался в России, Казахстане, Украине. Неортодоксальный — в Латвии, Литве, Болгарии, Румынии, Словении.
Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, т.е. снижении темпов инфляции.
Макроэкономическая стабилизация считается достигнутой, когда достигнуты условия для возобновления устойчивого экономического роста. Для этого необходимо: инфляция не выше 4,5%; дефицит государственного бюджета менее 3% от ВНП; совокупный государственный долг не выше 60% от ВНП; колебания обменного курса до 15%.
на начальном этапе преобразований преобладают административные методы, т.к. отсутствует правовая база для рыночных преобразований. Задачи : необходимо пересмотреть законы: о собственности, предприятиях, приватизации, земельных отношениях, ценовой либерализации, антимонопольное законодательство, формирование рынка труда и т.д. Для всех переходных экономик приходится решать проблему макроэкономической стабилизации экономики, под этим понимается, прежде всего, подавление инфляции, для чего есть два варианта. Первый предусматривает:
сокращение номинального предложения денег,
либерализация цен,
увеличение реального объема производства,
снижение скорости обращения денег.
Второй — жесткая кредитно-денежная и налоговая политика в сочетании с регулированием цен и доходов.
Как правило, чем больше реальной демократии в экономической и политической системе допускала модель командной экономики в прошлом, тем быстрее идет трансформация экономики. Кроме того влияет макроэкономическая несбалансированность (дефицит бюджета, высокая инфляция), неравномерность в развитии отдельных секторов экономики (например, это может выражаться в гипертрофированном развитии определенных отраслей (ВПК, тяжелое машиностроение).
- 1. Общество и экономика. Предмет и основные проблемы макроэкономики.
- 2. Классификация экономических систем.
- 3. Рыночная экономика и этапы ее развития. Смешанная экономика и макроэкономическая политика.
- 4. Особенности макроэкономической политики в условиях переходной экономики.
- 5. Роль, функции и показатели системы национального счетоводства. Создание системы национальных счетов в рф.
- 6. Ввп, внп: система показателей, методы расчета.
- 7. Номинальный и реальный внп. Индекс цен. Дефлятор.
- 8. Совокупный спрос и его структура.
- 9. Сущность, функции денег и виды денег.
- 10. Денежная масса и денежные агрегаты.
- 11. Равновесие на денежном рынке.
- Равновесие на денежном рынке
- 3. Равновесие на денежном рынке.
- 12. Кредитный рынок.
- 13. Цели и средства денежно-кредитной политики государства.
- 14. Рынок капитала: понятие и структура.
- 15. Рынок банковского кредита и денежные агрегаты.
- 16. Рынок ценных бумаг.
- 17. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 18. Понятие и факторы экономического роста.
- 19. Показатели экономического роста.
- 1. Монополистическая структура рынков;
- 2. Государственное регулирование экономики;
- 3. Научно-технический прогресс;
- 21. Типы циклов и виды кризисов.
- 22. Воздействие государства на экономический цикл.
- 23. Проблема циклов и кризисов в российской экономике.
- 24. Основные направления государственного регулирования.
- 25. Средства и методы государственного вмешательства в экономику.
- 26. Факторы, воздействующие на изменение is – lm.
- 27. Сущность и цели бюджетно-налоговой политики.
- 28. Налоги и налоговая система.
- 29. Государственные финансы.
- 30. Государственный бюджет; доходы и расходы.
- 31. Сбалансированность государственного бюджета.
- 32. Государственные внебюджетные фонды.
- 33. Сущность кредитно-денежной политики государства.
- 34. Основные инструменты кредитно-денежной политики.
- 35. Основные категории, характеризующие трудовую сферу. Экономически активное население. Занятое население.
- 36. Безработица, ее причины, формы и последствия.
- 37. Государственная политика на рынке труда.
- 38. Понятие и типы инфляции.
- 39. Причины инфляции.
- 40. Инфляция и безработица.
- 41. Структура доходов и расходов населения.
- 42. Заработная плата, ее системы и формы.
- 43. Показатели уровня и качества жизни.
- 44. Мировое хозяйство, тенденции его развития