Маркетинг в системе управления фирмой
Само слово "маркетинг" происходит от английского "market" – рынок и дословно значит "рынкоделание".Маркетинг —комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на результаты исследования и прогнозирования поведения конкретного рынка.
Маркетинговая деятельностьнаправлена на приспособление производства к потребностям людей, повышение конкурентоспособности товара и максимизацию прибыли. Маркетинговая деятельность зависит от типа рынка, степени его зрелости. В связи с этим можно выделить три этапа ее развития.На первом этапев условиях превышения спроса на продукцию над ее предложением маркетинговая деятельность практически отсутствует, так как первоочередной задачей производителей является насыщение рынка необходимым количеством товара.
Для второго этапаразвития маркетинга характерно относительное соответствие спроса и предложения товаров. У потребителей появляется возможность выбора, а у производителей — необходимость изучения спроса с целью сбыта продукции. Изучение спроса осуществляется, главным образом, с помощью рекламы. Таким образом, появляются первые элементы маркетинга: изучение потребностей и платежеспособности потребителей и их поведения на рынке.
Наконец, по мере насыщения рынка аналогичными товарами и услугами возникает необходимость менять модель поведения фирмы на рынке, приспосабливаться к запросам потребителей, модифицировать подходы к управлению, предприятием.
Таким образом, маркетинговая деятельность начинается с изучения потребностей и заканчивается доведением товара (услуг) до потребителя.
Основными элементами системы маркетингаявляются:
исследование качества товара, его эксплуатационных характеристик и соответствия их требованиям рынка;
определение емкости товарного рынка;
изучение форм и методов сбыта товаров.
Следовательно, маркетинг -особая форма управления фирмой, когда до каждого производственника на основе изучения рынка доводится то, какой продукт и какого качества хочет иметь потребитель.
Маркетинг выполняет две основные функции.Во-первых,функцию изучения рынка и ориентации производства на прогнозируемый спрос. Во-вторых,функцию стимулирования и формирования спроса(рис. 9.4.).
Рис. 9.4. Основные этапы организации маркетингового управления
Маркетинговая деятельность фирмы основывается на концепции жизненного цикла товара (ЖЦТ), которая является одной из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности какого-либо вида продукта. Графически ЖЦТ изображается в виде кривой продаж, рассматриваемой во временном отрезке и охватывающей период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка (рис. 9.5.).
Рис. 9.5. Этапы жизненного цикла товара
На этапе внедренияобъем выпуска и продаж невелик: продукт широко не известен, а высокие цены делают его доступным только для ограниченного числа потребителей. Фирма либо несет убытки, либо получает прибыль,' которая еще невелика из-за небольших объемов продаж и существенных первоначальных расходов на организацию производства товара. В связи с тем что выпускается товар-новинка, фирма много средств тратит на рекламу, реализацию товара и стимулирование сбыта.Задачами маркетинга на этом этапе являются реклама, организация послепродажного сервиса, снижение при необходимости цены.
Этап роста.Если товар удовлетворяет своим качеством потребителей, спрос на него растет, существенно возрастает сбыт. Это ведет к росту прибыли, которая может привлечь в отрасль конкурентов. Цены остаются либо на прежнем уровне, либо слегка снижаются по мере увеличения предложения. Этап роста — самый благоприятный в жизненном цикле товара. Фирма стремится как можно больше продлить его.Маркетинговая деятельность фирмы на этом этапе заключается в повышении качества товара, придании ему новых потребительских свойств, выпуске новых моделей, использовании новых каналов реализации, расширении сервиса, своевременном снижении цены для привлечения новых потребителей.
Этап зрелости,как правило, более длительный. На этой стадии рынок постепенно насыщается товарами; происходит замедление темпов роста сбыта, так как у производителей скапливаются запасы произведенной продукции, что приводит к обострению конкуренции. Потребители предъявляют спрос на аналогичные товары улучшенного качества или с новыми свойствами. Поэтому, чтобы реализовать товары, фирма должна снижать цены. Затем наступает момент, когда приходится увеличивать инвестиции на НИОКР, что естественно в коротком промежутке времени снижает прибыль. В результате некоторые фирмы могут уйти с рынка.
Этап спада в ЖЦТ может быть разным по продолжительности. Спрос на товар иногда падает до нулевой отметки, а иногда остается низким в течение длительного времени. Происходит резкое снижение объемов продаж, а значит и прибыли. На рынке остаются те фирмы, которые в состоянии снизить цену ниже рыночной, обеспечивая тем самым реализацию продукции. Чаще всего на этом этапе фирмы уходят из отрасли, вкладывая капитал в более выгодные проекты.
Маркетинг имеет несколько типов: конверсионный, поддерживающий, ремаркетинг, развивающийся маркетинг.
Конверсионный маркетинг,главной целью и функцией которого является превращение негативного спроса на какие-то товары в позитивный. Как правило, это тщательно продуманная постепенная активизация спроса через убедительное представление преимуществ каких-то товаров.
Поддерживающий маркетинг -тот, главной целью которого является поддержание имеющегося оптимального спроса, чтобы минимизировать потери от возможного снижения или изменения конкурентной ситуации.
Ремаркетинг -тип маркетинга, целью которого служит оживление спроса при его резком снижении в силу насыщения либо по иным причинам.
Развивающий маркетинг -тот его тип, который опирается на перспективный (ожидаемый) спрос и способствует его развитию. Здесь всего лишь отметим, что задача определения перспективного спроса является сложной, так как требует учета большого круга факторов.
- 1.Введение 4
- Основы теории поведения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения
- Теория производства фирмы
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения системности
- Доходы предприятия
- Доход предприятия и его виды
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции
- Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции
- Фирма в условиях чистой монополии
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Ценообразование на факторы производства
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия (фирмы)
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Государственное регулирование деятельности предприятия (фирмы)
- Литература