logo search
Ekonomika (1)

Особенности современного экономического и финансового кризиса, правовые и экономические меры по его преодолению

Особенность современного финансово-экономического кризиса заключается во всесторонности этого кризиса, охватывающего все финансовые сферы, экономику во всем ее многообразии и социальную сферу, а порой (в отдельных странах) перерастающего и в политический кризис. Этим этот кризис отличается от многих специализированных кризисов в отдельных странах, которые обваливают ипотеку и недвижимость, финансовую систему, отдельные отрасли и сферы экономики.

особенность современного финансово-экономического кризиса - его глобальный характер. Начавшийся в США, он довольно быстро распространился, в первую очередь, на развитые страны, а затем и на развивающиеся страны и стал общемировым кризисом. Еще одна особенность - глубина этого кризиса.

По своим масштабам и разнообразию антикризисные меры сами по себе беспрецедентны. Здесь и прямая (возмездная и безвозмездная) помощь банкам, предприятиям и организациям и на пополнение ликвидности, и на возврат долгов, и на завершение инвестиционных проектов, в помощь ипотеке. Другая мера - национализация, или приобретение государством доли в частном бизнесе, для того, чтобы предотвратить банкротство, как правило, системообразующих банков, финансовых организаций, предприятий. Важнейшее направление мер - снижение налогов.

Но, пожалуй, самыми интересными в системе антикризисных мер являются меры по оказанию помощи населению. Здесь и льготы для граждан по отсрочке возврата ипотечного кредита, если они потеряли работу или значительную часть зарплаты и т. д. Это почти повсеместное увеличение гарантий по сохранности вкладов при банкротстве банков, увеличение пособий по безработице и др.

Особенность современного финансово-экономического кризиса - затяжной характер. Боюсь, что такая позиция более вероятна для России и еще некоторых стран, менее вероятна она для развитых стран мира, где механизм выхода из кризиса отработан. Это снижение учетной ставки на фоне незначительной инфляции, установление ее на таких минимальных уровнях, чтобы деньги были предельно дешевыми, проценты за кредит, особенно инвестиционный, стояли бы на очень низком уровне. Тогда разовьется ипотека, начнется покупка домов, цены на которые упали, машин, где тоже снижены цены и даются полубесплатные кредиты. А это потянет за собой и другие отрасли. Во всяком случае, по этой схеме в последние десятилетия происходил выход развитых стран из рецессии. вмешательство находит свое внешнее выражение в нормативных  правовых  актах, предусматривающих те или иные  меры  экономической поддержки  финансовой  системы.

Несмотря на то, что первоначально кризисные явления проявились не в области функционирования финансов (в связи с чем эксперты настаивали на употреблении понятия «экономический  кризис »), осознанная необходимость государственного вмешательства в регулирование экономики привела к изменению значительного количества институтов  финансового  права и особенно основной его подотрасли – бюджетного права, поскольку именно с помощью методов бюджетного регулирования, как правило, государства нивелировали его последствия.

Кризис  коснулся не только субъектов предпринимательства, но и  финансовых  систем всех государств, в силу чего представляет определенный  правовой  интерес исследование вопросов изменения  финансового  законодательства различных государств с целью обобщения практики нормативно-правового регулирования в условиях нестабильной экономической ситуации.

Осознание правительствами государств необходимости непосредственного вмешательства в экономические процессы привело не только к изменению действующей нормативно-правовой базы, но и принятию целых законов, предусматривающих систему  мер   по   выходу   из   финансового   кризиса .

уже в 2008 г. при составлении проекта федерального бюджета были внесены существенные поправки в Бюджетный кодекс РФ, направленные на расширение возможностей методов бюджетного регулирования проявлений  финансового   кризиса .

Так, Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. №310-ФЗ [11] субъектам РФ было разрешено создавать собственные резервные фонды, создаваемые с целью финансирования исполнения расходных обязательств при недостаточности доходов бюджета субъекта РФ. Очевидно, что данное право субъектам РФ было предоставлено поздно: невозможно формировать резервный фонд бюджетных средств в условиях острого бюджетного дефицита.

Более того, указанным Федеральным законом увеличен срок предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ – с одного года до трех лет, аналогично из бюджета субъекта – бюджетам муниципальных образований; разрешена передача средств Фонда национального благосостояния в доверительное управление специализированным  финансовым  организациям.

Очень важные изменения были внесены в ст.96.12 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которыми остатки средств федерального бюджета, соответствующие объему поступлений нефтегазовых доходов, используются для  финансового  обеспечения нефтегазового трансферта текущего  финансового  года, а не направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Таким образом, в 2008 г. была создана нормативно-правовая база увеличения доходной составляющей бюджетов бюджетной системы, прежде всего доходов федерального бюджета.

Вместе с тем, в 2008 г.  меры  государственной поддержки распространялись не только на банковскую сферу, но и налогоплательщиков – первоначальных «кредиторов»  финансовых  проблем. И в США и в России были приняты налоговые послабления для бизнеса и среднего класса.

  1. Меры государства и бизнеса по проведению политики занятости

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно -повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной т необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурной безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

  1. повышение спроса на квалифицированную рабочую силу;

  2. обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи;

  3. усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации;

  4. переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан;

  5. распределение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;

  6. максимально возможное привлечение безработных к общественным работам;

  7. совершенствование учета безработных и предоставлений пособий;

  8. оказание социальной поддержки безработным и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

Политика, проводимая на рынке труда, является составной частью государственной политики занятости, базируется на ее основных целях и задачах и призвана быть основой для разработки программ содействия занятости населения. Если исходить из сущности государственной политики занятости переходного периода, то политика на рынке труда могла бы быть ориентированной в этот период на обеспечение социального приемлемого уровня занятости, содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда. Дальнейшее совершенствование федеральных и региональных программ содействия занятости как механизм реализации политики на рынке труда зависит во многом от того, будет ли упорядочена вся система государственного регулирования занятости.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает:

Меняется роль бизнеса в решении социальных проблем, в том числе проблем занятости. Правительства многих европейских стран ориентируют частных предпринимателей не ограничиваться выделением средств на социальные нужды, а более активно участвовать в совместном регулировании социальных проблем.

Изменение внутрифирменной политики в области занятости связано со стремительным ростом издержек на рабочую силу. Экономический спад заметно усилил этот процесс. Политика предпринимателей направлена на традиционное сдерживание роста заработной платы, удлинение продолжительности рабочей недели, более широкое использование неполной занятости и временной работы. В фирмах наблюдается сокращение программ социального страхования, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Вместе с тем повышение требований к качеству рабочей силы заставляет фирмы расширять программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации 46 работников. Предприниматели получают своего рода компенсацию, проявляя гибкость при найме, увольнении и перемещении работников, применении различных режимов труда в интересах фирмы.