logo
Ekonomika (1)

Взаимодействие крупного и малого бизнеса: цели, формы и параметры эффективности

Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500. Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ: возможность осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках.В современных экономических условиях важную роль играют гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий, что присуще в основном малым предприятиям. Небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Наиболее распространенными видами промышленной кооперации для предприятий малого и крупного бизнеса являются субконтрактация, аутсорсинг и франчайзинг. В настоящее время некоторые крупные предприятия определяют для себя необходимость создания малых предприятий для решения определенных внутренних задач. Рассматривая экономическое содержание данного вида взаимодействий, можно отметить, что на базе крупных предприятий предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

  1. интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);

  2. инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);

  3. сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).

Взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто и реализуются преимущественно на основе субконтрактации. Для повышения эффективности взаимодействия малых и крупных предприятий необходимо также преобразовать кластерную концепцию в программу конкретных действий, где будет обозначена роль науки, образования, финансовых инструментов и многое другое.

В своей деятельности субъекты малого бизнеса вступают в противоречивые экономические отношения с субъектами крупного бизнеса. Противоречивость этих взаимоотношений заключается в том, что практически всегда, малое предприятие, вступая во взаимоотношение с крупным предприятием, рискует попасть в зависимость от своего партнера. Малому предприятию необходимо взвешивать все плюсы и минусы этого партнерства, т. е. во всех случаях необходимо анализировать трансакционные издержки. Если эти издержки выше, чем ожидаемый результат от взаимодействия, то необходимо либо полностью отказаться от этой формы партнерства, либо комбинировать данную форму с какой-либо другой, с целью снижения трансакционных издержек.