logo
Ekonomika (1)

Современная организация страхования по безработице в рф

Система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице. Процесс становления и развития института страхования от безработицы занял не одно десятилетие. Зародившись на рубеже XIX и XX веков, страхование от безработицы активно внедрялось в практику большинства развитых стран в начале прошлого столетия при активной поддержке профсоюзов и к концу 1940-х годов стало неотъемлемой составляющей национальных систем социальной защиты. Положение «О страхование на случай безработицы» (от 11.12.1917 г.) стало одним из первых нормативно-правовых актов, принятых советским правительством. В данном документе нашли свое отражение руководящие установки большевистской партии (по данным вопросам), а также воплотились некоторые идей партийных теоретиков. Законом о занятости (ст. 22 п.1) и "Положением о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации" (п. 5 разд. II) определялась множественность источников формирования Фонда занятости (табл. 2).

Таблица 2

Однако в 2001г. Государственный фонд занятости, после почти 10-летнего периода работы, был упразднен и финансирование всех программ стало осуществляться из средств федерального бюджета. Ликвидация Фонда занятости была объективно обусловлена исчерпанием его ресурсов и утратой перераспределительной функции, имеющей принципиальное значение для такой страны, как Россия, с ее огромными региональными различиями в экономическом и социальном потенциале, уровне развития и особенностями рынков труда. Таким образом, можно утверждать о том, что страхование от безработицы в России не сложилось. И следует согласиться с д.э.н. Т.Я. Четверниной, которая еще в 2004г. писала о том, что государство должно выработать общую концепцию политики в сфере занятости и переосмыслить подход к ее финансирования с учетом десятилетнего опыта существования Фонда занятости. И как справедливо заметил академик Л. Абалкин все в том же 2004г., перед экономической политикой и наукой стоит сложнейшая задача сформировать собственную модель защиты от безработицы, адекватную национальной специфике России. А еще ранее в 1925 г. проф. Н.А. Вигдорчик, в своей книге «Теория и практика социального страхования» писал следующее – «Страхование на случай безработицы входит в область социального страхования, которая в России на сегодняшний день является наименее исследованной, имеющий самый незначительный опыт, опирающуюся на недостаточный статистический материал» .