logo
Рыночный механизм формирования цен

Введение

Перед всеми коммерческими и некоторыми некоммерческими товаропроизводителями встает задача назначения цены на свои услуги и товары. В рыночной цене заложено проявление интересов покупателей (удовлетворение платежеспособной потребности), продавцов (возмещение затрат и получение прибыли) и торговцев посредников (возмещение затрат на реализацию товара и получение торговой прибыли).

Как складываются цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали, в процессе переговоров друг с другом, покупатели и продавцы. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, которую хотели получить, а покупатели - ниже той, которую рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.

Цена является сложной экономической категорией, так как в ней пересекаются многие основные проблемы развития общества и экономики в целом. Различают две основные теории цены. По мнению сторонников первой из них, цена показывает стоимость товаров. Сторонники второй считают, что цена товара олицетворяет сумму денег, которую готов заплатить покупатель за товар определённой полезности. В условиях рынка ценообразование является довольно сложным процессом, подвержено влиянию многих факторов и, конечно же, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Поэтому каждому субъекту экономической деятельности необходимо иметь понятие о теоретических основах и сущности цены как экономической категории, и иметь представление о её формировании.

На практике встречаются обстоятельства, когда стоимость одного товара больше стоимости второго, но его рыночная цена меньше. Цена второго товара более высокая, потому что спрос на него больше предложения, следовательно, его цена превышает стоимость. Есть и иные причины, не связанные со стоимостью, но воздействующие на цену товара. Таким образом, цена является денежным выражением стоимости товара только тогда, когда между предложением и спросом существует равновесие. В остальных случаях колебания цен вызываются не стоимостью, а другими причинами. Поэтому цена - это денежная сумма, которую получают за определенный товар.

Образование цены является одной из важнейших задач маркетинговых подразделений предприятия. Ценообразование или формирование цены - это процесс установления цены на товар с учётом воздействующих на цену факторов. Этот процесс происходит в соответствии с установленными на предприятии подходами к ценообразованию, в конечном итоге, ложится в основу ценовой стратегии фирмы.

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотреть механизмы формирования цены. Из этой цели вытекают следующие задачи курсовой работы: описать различия в состоянии краткосрочного и долгосрочного равновесия Маршалла. Раскрыть сущность кривой безразличия Дж. Хикса и линии бюджетного ограничения, «эффекта реальных кассовых остатков» А. Пигу, теории спроса и предложения товаров на рынке, теории предельной полезности, эффекта замещения.

спрос товар рынок равновесие