III. Ответы на задания
Построим график спроса на бензин заданной функцией:
Р1сб = А/Q1сб,
где А =18
Qсб |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Рсб |
9 |
6 |
4,5 |
3,6 |
3 |
Отметим точки равновесия.
Точка равновесия Е1б (6;3)
Построим график спроса на газ заданной функцией:
Р1сг = В/Q1сг ,
где В = 18
Qcг |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Рсг |
9 |
6 |
4,5 |
3,6 |
3 |
Отметим точки равновесия.
Точка равновесия Е1г(3;6)
Вследствие роста зарплаты ситуация на рынке на рынке, цена на бензин поднялась до Р2пб ед. за тонну, а цена газа - до Р2сг.
Определим на сколько сдвинутся графики спроса вдоль кривой предложения. Для этого используем аппарат кривых безразличия Дж.Хикса заданную функцией:
Qб = С/ Qг,
где С = 18.
Qг |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Qб |
9 |
6 |
4,5 |
3,6 |
3 |
Построим линию бюджетного ограничения:
Qб=100/Р2пб ,
где Р2пб = 6
Qб =100/6 = 16,7
Qг=100/Р2пг,
где Р2пг =12
Qг=100/12=8,3
Так как точки пересечения бюджетной линии и кривой безразличия дают координаты выходящие за пределы исходных параметров то построим новую кривую безразличия при значении С=35
Qб = 35/ Qг
Qг |
3,5 |
4,25 |
5 |
7 |
10 |
|
Qб |
10 |
8,25 |
7 |
5 |
3,5 |
Точка пересечения линии ограничения и кривой безразличия:
D (4,25;8,25)
Точки равновесия при изменившимся доходе потребителей:
Е2б(8,25;6); Е2г(4,25;12).
Смещение графиков происходит вдоль кривой предложения, следовательно, один и тот же график предложения проходит через точки равновесия - Е1г и Е2г для газа, Е1б и Е2б для бензина.
Построим графики предложения:
Р1пб (Q1пб) для бензина, и Р1пг(Q1пг) для газа.
Функции предложения линейны, поэтому их можно определить как графики линейных функций.
Составим уравнения функций предложения по линейной функции
P = kQ + b :
а) Р1пб (Q1пб) для бензина
Е1б(6;3)
Е2б(8,25;6)
P1пб = kQ1пб+b
Составим систему уравнений:
8,25(3-b)+6b-36=0
24,75-8,25b+6b-36=0
-2,25b=11,25
b=-5
k=
P1пб = 4,8Q1пб-5
а) Р1пг(Q1пг) для газа
Е1г(3;6)
Е2г(4,25;12).
P1пг = kQ1пг+b
Составим систему уравнений:
P1пг = 4,8Q1пг-8,4
После увеличения покупки газа до Q3сг тонн, цена газа должна возрасти возросла. Найдем точку равновесия Е3г, и цену на газ Р3сг:
Q3cг = 4,5
Р3пг = 4,8Q3пг - 8,4
Р3пг = 4,8 * 4,5 - 8,4
Е3г = (4,5;13) Определим функцию спроса на газ Р3сг (Q3cг).
Зная изменения, выразим Q1сг и Р1сг через Q3сг и Р3сг .
Р1сг = Р3сг - 7
Q1сг = Q3сг - 1,5
Подставим эти значения в первоначальную формулу:
Р1сг = В/Q1сг => 3сг
Q3сг |
3,5 |
4,5 |
7,5 |
10,5 |
|
Р3сг |
16 |
13 |
10 |
9 |
Построим график этой функции.
В результате сокращения спроса на бензин произошло снижение цены.
Определим новую точку равновесия Е3б, которая зависит от цены и покупок газа, т.к. расходы на совокупность товаров не должны превышать 100 ден. ед.
R = 100 ден. ед.
Rг = 4,5 * 13,2 = 59,4
Rб = 100 - 59,4= 40,6
Р3б * Q3б = 40,6
Составим систему уравнений:
= 52 - 4**(-40,6)=241
= =7,7
Q3б = 7,7
Р3б = = 5,3
Точка равновесия Е3б (7,7;5,3)
Определим новую функцию спроса на бензин Р3сб (Q3cб).
Зная изменения Q и P, выразим Q1сб и Р1сб через Q3сб и Р3сб .
Р1сб = Р3сб - 2,3
Q1сб = Q3сб - 1,7
Подставим эти значения в первоначальную формулу:
Р1сб = А/Q1сб => Р3сб =
Q3сб |
3,7 |
4,7 |
7,7 |
11,7 |
|
Р3сб |
11,3 |
8,3 |
5,3 |
4,3 |
По найденным значениям построим график этой функции.
Определим функцию предложения, вызванную повышением цены на газ. Предложение газа увеличилось на 2,22 тонны для каждой цены.
График функции Р4пг (Q4пг) параллелен первоначальному Р1пг (Q1пг).
Рассчитаем формулу новой функции, учитывая, что Q1пг = Q4пг - 2,22
Q1пг = Q4пг - 2,22
P1пг = 4,8Q1пг - 8,4
P4пг = 4,8 (Q4пг - 2,22) - 8,4
P4пг = 4,8Q4пг - 19
Q4г |
5 |
6 |
|
P4г |
5 |
9,8 |
Построим график этой функции.
Точка равновесия Е4г(6,2;10,8)
На рынке бензина произошли изменения.
Учитывая то, что предложение бензина уменьшилось на 2,5 тонны, рассчитаем формулу новой функции:
Q1пб = Q4пб + 2,5
Р1пб = Q1пб -5
Р4пб =(Q4пб + 2,5) - 5
Р4пб =Q4пб + -
Р4пб = Q4пб -
Q4б |
2 |
4 |
|
Р4б |
1 |
3,7 |
Построим график этой функции.
Точка равновесия Е4б (6;6,5)
Выводы к заданию
Мы рассмотрели два товара - бензин и газ, их объемы продаж и первоначальные цены. В задании были указаны уравнения спроса и изменения спроса в сторону роста на оба товара, вследствие повышения доходов потребителей.
Установились более высокие цены. Определились новые объемы спроса на товары, путем применения кривой безразличия и ограничения по бюджету. Но эти показатели краткосрочного равновесия. Далее ситуация на рынке изменилась. Доходы потребителей теперь остаются неизменными, но при этом увеличился спрос на газ. Повышение цены на газ вследствие роста спроса приводит к возрастанию расходов на газ, что вызывает сокращение потребления бензина. Это повышение цены на газ в свою очередь сказывается на смещении его функции предложения в сторону увеличения. Происходит постепенное насыщение рынка газа, вследствие чего в результате действия «эффекта Пигу» снижаются цены на газ. С другой стороны, сокращение спроса на бензин при оттоке денег потребителей для покупки газа сопровождается падением цены на бензин и, следовательно, снижением его предложения. Уменьшение предложения провоцирует новый рост спроса и цены бензина, до тех пор пока не установится динамичное равновесие на рынках бензина и газа, взаимосвязанных между собой.
Заключение
В данной работе определены основные понятия цены, рассмотрены её виды, функции, выделены этапы ценообразования его методы, цели, и описаны основные механизмы ценообразования
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей. Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм. Эта функция цен и их взаимодействие с экономикой в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю. Под единым понятием "цена" понимается множество разновидностей цен: оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной. Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых людьми на цены, на ценовой механизм. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования. В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором - в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение.
Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.
Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором - трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка: цена есть денежное выражение стоимости товара. В таком определении центр тяжести перенесен на понятие "стоимость". Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, К. Маркс вынужден был ввести понятие "абстрактный" и "конкретный" труд, "общественно необходимые затраты труда", но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.
Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены. Стоимостный подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.
Литература
1) Носова С. С. Экономическая теория: учеб. Для студентов вузов по спец. «Проф. Обучение» (экономика и упр.) и др. пед. спец.- М. Кнорус, 2009.
2) Камаева В. Д. Экономическая теория: курс лекций для студентов вузов.- М. 2006.
3) Борисов Е. Ф. Экономическая теория Курс лекций для студентов вузов. - М. 2009
4) Микроэкономика. Теория и российская практика. /Под ред. A. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова-М.: ИТД «КноРус», 2010.
5) Столяров В. И. Экономика: учеб. Для студентов вузов по спец. «Проф. Обучение» (экономика и упр.) и др. пед. спец. - М. : Академия, 2010.
- Введение
- I. Рыночный механизм формирования цен
- 1. Теория спроса и предложения товаров на рынке
- 2. Различия в краткосрочном и долгосрочном равновесии А. Маршалла
- 3. Теория предельной полезности
- 4. Эффект замещения
- 5. Линия бюджетного ограничения
- 6. Кривая безразличия Дж. Хикса
- 7. Эффект А. Пигу. «Эффект реальных кассовых остатков»
- III. Ответы на задания
- 71. Рыночный механизм формирования цены. Эластичность спроса и предложения.
- 14. Рыночный механизм. Установление и динамика рыночной цены.
- Цена и механизм её формирования в рыночном хозяйстве
- § 4. Рыночные механизмы: цены и конкуренция
- 3.3. Механизм формирования цены
- 65. Механизм формирования рынка совершенной конкуренции. Рыночный механизм формирования цены.
- 62. Рыночный принцип формирования цен
- 2. Механизм рыночного формирования цен
- Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование рыночной цены.
- 06 Сущность рыночного механизма. Установление рыночной цены товара.