logo
Технико-экономическое обоснование производства фумигаторов для автомобиля КамАЗ

3. Технико-экономическое обоснование производства фумигаторов для автомобиля КамАЗ.

1. Теоретические аспекты технико-экономического обоснования

1.1 Понятие технико-экономического обоснования проектов

Технико-экономическое обоснование управленческих решений, предпринимательских, инновационных и инвестиционных сводится, как правило, к решению инвестиционной задачи - использованию денежных средств с целью получения прибыли. Для того, чтобы гарантировать прибыль, необходимо убедиться в гарантиях сбыта производимой продукции или услуг.

1.2 Этапы ТЭО

1. Этап. Анализ рынка

Потенциальная емкость рынка оценивается общей стоимостью товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за определенный период. Потенциальная сумма продаж требует оценки той доли рынка, которую производитель (продавец) собирается освоить. Для этого производится сегментация рынка.

Сегментация рынка понимается как группировка объектов рынка - покупателей по признакам получаемого дохода, выгоды от приобретения товара, инфляционных ожиданий, ожиданий от прибыльного использования. Таким образом, сегментация рынка разделяет потенциальных покупателей по их способности тратить деньги на товары и определяет количество покупателей в каждой группе (сегментирование рынка). Емкость сегмента представляет собой произведение денежных средств, затрачиваемых на покупку потенциальными покупателями на количество этих покупателей, входящих в определенную группу.

Реальная оценка емкости рынка всегда основывается на учете действий конкурентов на данном сегменте. Во многих случаях эту информацию извлекают по результатам пристального наблюдения за деятельностью тех субъектов рыночных отношений, продукция которых востребована в представляющих для вас интерес сегментов рынка.

2 Этап. Маркетинговые исследования

При выборе товара или услуги, представляемой на рынке, необходимо руководствоваться принципами обеспечения устойчивой конкурентоспособности. Современная теория конкурентоспособности предлагает два подхода:

1) основан на организации с меньшими затратами и в более короткие срок, весь цикл операций с товарами (начиная с конструкторской проработки до продажи к конечному покупателю)

2) основан на способности удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену. Совмещать эти виды конкурентных преимуществ не рекомендуется.

Для выбора стратегии поведения на рынке необходимо учитывать диапазон конкуренции. Под диапазоном конкуренции понимается широта той номенклатуры товара, который вы собираетесь изготавливать и продавать. Виды конкурентных преимуществ - это преимущества низкого и высокого порядка.

Диапазон конкуренции

Виды конкурентных преимуществ

Низкие издержки

Высокая полезность

Широкий

Ориентирован на издержки А1

Лидерство в качестве А2

Узкий

Упор на издержки В1

Уникальность и новизна В2

Высокий престиж на мировом рынке имеет стратегия А2. Однако, если на товарный рынок приходится много покупателей с низкими доходами, то успех может принести стратегия В1. Выбор наиболее подходящей стратегии зависит от возможности предприятия, при этом возможет переход от одного вида стратегии в другую (переход указан стрелками). Таким образом, главным объектом проводимых маркетинговых исследований является товар как средство удовлетворения потребностей покупателей. С позиций проводимых исследований под товаром понимают комплекс осязаемых и неосязаемых средств, включающих в себя размеры, вес, структуру, упаковку, а также престиж производителя, который покупатель на определенных условиях может принять как обеспечивающие ему удовлетворение своих нужд и потребностей за определенную цену.

Классификация товаров

Товар

Традиционный Услуги Нетрадиционный

Инвестиционные

Биржевые

Потребительские

Деловые

Бытовые

Недвижимость и предприятия

ЦБ и финансовые инструменты

Объекты интеллектуальной собственности

Таким образом, с позиций маркетинговых исследований товар рассматривается в первую очередь как средство, с помощью которого можно удовлетворять определенные потребности, а потом уже как продукт труда, предназначенный для продажи.

К биржевым товарам относятся некоторые виды продуктов (хлеб, зерно, рис, чай, кофе, сахар) энергоносители (нефть, уголь, газ, электроэнергия), металлы (сталь, чугун), стратегические сырье (уран, никель), драгоценные металлы (золото, платина, алмазы), валюта.

Инвестиционные товары (средства производства) оцениваются в основном по доходному методу, основанному на приведенной стоимости результатов прибыльного использования. Ориентация на издержки используется, в крайнем случае, при наличии жесткой конкуренции. В условиях цивилизованного рынка при совершенной конкуренции цены на инвестиционные и подобные ему товары рассчитывают, используя метод равных доходностей.

Потребительские товары - это товары повседневного спроса, товары импульсивной покупки, товары длительного пользования.

Услуги - это деловые, образовательные, юридические и др.

3 этап. План производства

При расчете затрат на производство необходимо учитывать производительность оборудования, рассматривая объекты основных средств как основной капитал. Чаще всего для оценки основного капитала (при его составлении) используют такие показатели как внутренняя норма рентабельности

Фактором выбора объекта основных средств, объекта основного производства, объема выпуска и совокупных затрат необходимо учитывать не только особенности ценообразования, но и особенности взимания налоговых платежей.

Различают налоги на товар, на имущество и прочие выплаты. В то же время большинство налоговых отчислений можно отнести к одной из двух групп: регулирующие налоги и фискальные налоги.

4 этап. Финансовое планирование

Данный раздел ТЭО позволяет дать оценку выбранной стратегии деятельности предприятия.

В большинстве случаев эта стратегия направлена на увеличение прибыли, богатства владельцев, а также достижение иных целей - вывода предприятия из кризиса, обеспечение его финансовой устойчивости, ликвидности и т.п.

Представляет интерес стратегия захвата рынка для перехода из способа достижения прибыли путем роста рентабельности к способу, основанному на увеличение оборачиваемости капитала или актива предприятия.

Реализацию этих стратегий обеспечивает финансовый план предприятий. Этот раздел ТЭО позволяет обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Существуют различные способы определения финансовых показателей: нормативный, балансовый, расчетно-аналитический и др.

При реализации нормативного метода учитывают существующие налоговые ставки, нормы амортизации, нормы труда и тарифные коэффициенты, а также другие составляющие, отраженные в нормативных актах.

С помощью балансового метода производится увязка наличия финансовых ресурсов с потребностью в них.

Расчетно-аналитический способ основан на применении статистических приемов и методов, позволяющих с учетом взаимосвязи внешних и внутренних факторов обеспечить реализацию выбранной стратегии предприятия.

Финансовое планирование - это система документов, оформленных в виде таблиц, которые наглядно показывают объемы поступления и расходования денег в данном хозяйствующем субъекте. Минимальный объем документов финансового плана содержит балансовую таблицу распределения имущества, таблицы потоков прибыли и убытков, таблицы денежных потоков на предприятии.

Перечисленные таблицы в динамике отражают как финансовое состояние, так и экономические результаты деятельности предприятия.

Финансовое состояние предприятия оценивают с помощью аналитических балансовых таблиц. При этом ведущую роль отводят динамике показателя и рассчитываемым на основе баланса финансовым коэффициентам.

Для оценки финансового состояния предприятия рассчитывают показатели его платежеспособности. Платежеспособность предприятия оценивается с помощью коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости. Ликвидность понимают, как способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства.

При расчете эффективности любого инвестиционного проекта необходимо учитывать разновременность затрат.

Для того чтобы сопоставить инвестиции и поток будущей прибыли, необходимо использовать формулу приведенной стоимости или

(прибыль в будущем менее ценна, чем сегодня, затраты в будущем более ценны, чем сегодня)

- коэффициент дисконтирования

Как оценить эффективность

NPV-Inv > 0 - проект эффективен

NPV-Inv < 0 - проект неэффективен

Таким образом, при осуществлении процедуры ТЭО существуют способы определения экономического эффекта как абсолютной величины, имеющей денежную оценку и относительно покупателя - внутренней ставки доходности (внутренней нормы рентабельности).

Внутреннюю ставку доходности обычно сопоставляют с альтернативным вариантом вложения средств в капитал предприятия. При оценке эффективности необходимо сопоставлять полученные результаты со значениями, показатели, отражающих риск вложения средств (соотношения ликвидности и устойчивости).

2. Анализ рынка и маркетинг

Рынок характеризуется стабильной структурой потребителей и их платежеспособности, отсутствием запасных частей фирменного производства ОАО "КамАЗ", необеспеченностью спроса на запасные части и двигатели по номенклатуре.

В структуре потребителей преобладают автотранспортные предприятия, управления технологического транспорта обслуживающие крупные производства, частный сектор и коммерческие предприятия, эксплуатирующие автотехнику КамАЗ.

Для эффективной деятельности на рынке серийной продукции, резкого увеличения объема продаж и реализации продукции с оплатой денежными средствами в размере 100% необходимо создание фирменной товаропроводящей сети, представляющей собой определенное количество официальных региональных торговых представителей, действующих на основании договора.

Формирование товаропроводящей сети будет осуществляться на основе предприятий различных форм собственности, региональных автоцентров "КамАЗа" по следующим критериям:

прозрачность финансово-хозяйственной деятельности, стабильное функционирование предприятия на рынке в течение ряда лет;

представление баланса предприятия для проведения ежеквартального аудита;

реализация исключительно сертифицированной продукции марки "КамАЗ" производства ООО "КСМ" и ОАО "КамАЗ";

обеспечение сервиса и гарантийного обслуживания;

необходимая квалификация персонала;

наличие программы стимулирования продаж, осуществление активной рекламной деятельности;

обеспечение своевременного и полного информирования потребителей о деятельности ООО "КСМ" и выпускаемой предприятием продукции на основе материалов, представляемых ООО "КСМ".

Быстрое формирование и функционирование фирменной товаропроводящей сети возможно при проведении ООО "КСМ" сбытовой политики основанной на следующих принципах:

реализация продукции ООО "КСМ" осуществляется с оплатой денежными средствами в размере 100%;

самостоятельная дифференцированная агрессивная ценовая политика;

полное исключение взаимозачетных операций продукцией ОАО "КИСМ" как на уровне дочерней, так и на уровне материнской компании.

Формируемая сеть товародвижения и новая политика сбыта дают возможность:

своевременного удовлетворения потребностей потребителей запасных частей по номенклатуре, количеству и срокам;

прогнозирования объем продаж выпускаемой продукции и его рост;

быстрого вытеснение с рынка "серых" производителей;

обеспечения эффективной обратной связи в системе "производитель-потребитель" и, как следствие, повышения качества продукции, конкурентоспособности;

реализации всей продукции за денежные средства;

вовлечения "черных" дилеров в фирменную товаропроводящую сеть (в зависимости от своих возможностей он становится либо официальным представителем, либо мелким посредником в фирменной системе продавец-покупатель);

Для успешной деятельности на рынке спецмодификаций и вытеснения конкурентов необходимо:

резкое повышение качества до уровня продукции предприятий-конкурентов и выше;

эффективная ценовая политика;

создание рабочих групп по каждому направлению;

программа поддержки, разработанная и утвержденная ООО "КСМ" совместно с материнской компанией;

2.1 Характеристика выпускаемой продукции

ОАО "КИСМ" выпускает:

Выпускается большое количество запасных частей, узлов и комплектов для ремонта многочисленного парка автомобилей в эксплуатации и поддержания их в работоспособном состоянии.

2.1.1 Описание продукции

Выпускаемая продукция - фумигатор для автомобилей КамАЗ.

Фумигатор состоит из: вентилятора, нагревательного элемента, пластины от комаров, провода питания от нагревательного элемента к прикуривателю КамАЗ, подающего ток 12 Вольт и крепежа в виде кронштейна.

Принцип работы фумигатора для автомобиля КамАЗ: на вентиляторе устанавливается нагревательный элемент вместе с пластиной от комаров, к нему подсоединяется провод питания, другой штекер подсоединяется к прикуривателю, подающему ток. Вся эта конструкция крепится кронштейном либо к щитку приборов, либо к потолку по усмотрению водителя.

В качестве основных потребителей данного товара являются водители автомобилей КамАЗ, которые работают в районах Севера, Сибири, в таежных условиях, где большое количество мошкары и прочих насекомых отвлекает от работы.

2.1.2 Выделение сегментов рынка

Полученные в результате статистического наблюдения данные распределим при помощи статистической группировки, что позволяет выделить сегменты рынка. В данной дипломной работе будет рассмотрено три сегмента рынка:

население с уровнем дохода до 4-х тысяч рублей;

население с уровнем дохода от 4-х до 7-ми тысяч рублей;

население с уровнем дохода свыше 7-ми тысяч рублей.

Построение таблиц

Рассмотрим эти сегменты отдельно. Для этого составим статистические таблицы для каждого сегмента. Но для начала результаты опроса приведем ниже в общей таблице.

Было опрошено 50 человек.

Сводные данные

Цена в руб.

Доходы населения (тыс. руб)

400

500

600

% населения

До 4

4

8

3

30

От 4 до 7

7

10

9

52

Свыше 7

3

3

3

18

Итого

14

21

15

50

Рассмотрим три таблицы отдельно для каждого сегмента рынка, используя следующие обозначения:

p - предлагаемая цена товара;

q - количество людей;

pq - выручка.

Количество людей будем определять, учитывая, что если люди покупают товар за максимальную цену, то они естественно приобретут его и по минимальной цене.

Для 1-го сегмента

P

400

500

700

q1

15

11

3

pq1

6000

5500

2100

Для 2-го сегмента

p

400

500

700

q2

26

19

9

pq2

10400

9500

6300

Для 3-го сегмента

p

400

500

700

q3

9

6

3

pq3

3600

3000

2100

qчелpq1 тыс. руб. График спроса 1-го сегмента

q0

100 300 Мо 400 500 700 900 Pтыс.руб

qчелpq2 тыс. руб. График спроса 2-го сегмента

q0

100 300 Мо 400 500 700 900 Pтыс. руб.

qчелpq1 тыс. руб. График спроса 3-го сегмента

q0

100 300 400 Мо 500 600 70 900

Аппроксимация для 1-го сегмента

Формула Лагранжа имеет вид:

Уравнение выручки получаем, умножив полученное уравнение на х:

pq = Y1 * x = 15 x3 + 164x2 - 81x

Берем от полученного уравнения производную (45 x2 + 164x - 81), решаем уравнение, получаем модальное значение цены

Мо1 = 426,5 рублей

Полученную моду подставим в исходное выражение Лагранжа и находим количество покупателей q = 15 человек.

Модальная выручка равна

pq1 = 15 * 426,5 = 6397,5 рублей

Аппроксимация для 2-го сегмента. Формула Лагранжа имеет вид:

Уравнение выручки получаем, умножив полученное уравнение на х

pq = Y2 * x = - 33 x3 + 351x2 - 759x

Берем от полученного уравнения производную (-99x2 + 702x - 759), решаем уравнение, получаем модальное значение цены Мо2 = 400 рублей

Полученную моду подставим в исходное выражение Лагранжа и находим количество покупателей q = 26 человек. Модальная выручка равна

pq2 = 26 * 400 = 10 400 рублей

Аппроксимация для 3-го сегмента

Формула Лагранжа имеет вид:

Уравнение выручки получаем, умножив полученное уравнение на х

pq = Y1 * x = 15 x3 + 164x2 - 81x

Берем от полученного уравнения производную (45 x2 + 164x - 81), решаем уравнение, получаем модальное значение цены. Мо3 = 350 рублей

Полученную моду подставим в исходное выражение Лагранжа и находим количество покупателей q = 11 человек.

Модальная выручка равна

pq3 = 11 * 350 = 3850 рублей

Расчет обобщающих статистических показателей

Для 1-го сегмента. Среднюю цену находим по формуле:

,

2) Показатель дисперсии

3) Средняя ошибка выборки

N - генеральная совокупность из статистического сборника N = 940

4) Предельная ошибка выборки равна

t - коэффициент доверия, зависящий от доверительной вероятности, в нашем случае 0,097

Находим выборочное среднее

Тогда доверительный интервал для генеральной средней

,

Средняя величина внутригрупповых дисперсий:

Средняя ошибка выборки будет

Предельная ошибка выборки будет

Найдем доверительный интервал для средней интервальной цены

Выборочные доли

Также запишем доверительные интервалы для генеральной и выборочной доли. Найдем выборочную долю

где m=15 - единицы выборки, обладающие изучающим признаком сегмента, n=50 - общая численность выборки.

2) Средняя ошибка выборки будет

3) Предельная ошибка выборки

Доверительный интервал для генеральной доли будет таким:

Для 2-го сегмента

Среднюю цену находим по формуле:

2) Показатель дисперсии

3) Средняя ошибка выборки

N - генеральная совокупность из статистического сборника N = 940

4) Предельная ошибка выборки равна

t - коэффициент доверия, зависящий от доверительной вероятности, в нашем случае 0,097. Находим выборочное среднее

Тогда доверительный интервал для генеральной средней

,

Средняя величина внутригрупповых дисперсий:

Средняя ошибка выборки будет

Предельная ошибка выборки будет

Найдем доверительный интервал для средней интервальной цены

Выборочные доли

Также запишем доверительные интервалы для генеральной и выборочной доли. Найдем выборочную долю

где m=26 - единицы выборки, обладающие изучающим признаком сегмента,

n=50 - общая численность выборки.

2) Средняя ошибка выборки будет

3) Предельная ошибка выборки

Доверительный интервал для генеральной доли будет таким:

Для 3-го сегмента

Среднюю цену находим по формуле:

2) Показатель дисперсии

3) Средняя ошибка выборки

N - генеральная совокупность из статистического сборника N = 940

4) Предельная ошибка выборки равна

t - коэффициент доверия, зависящий от доверительной вероятности, в нашем случае 0,097.

Находим выборочное среднее

Тогда доверительный интервал для генеральной средней

Средняя величина внутригрупповых дисперсий:

Средняя ошибка выборки будет

Предельная ошибка выборки будет

Найдем доверительный интервал для средней интервальной цены

Выборочные доли

Также запишем доверительные интервалы для генеральной и выборочной доли. Найдем выборочную долю:

где m=9 - единицы выборки, обладающие изучающим признаком сегмента,

n=50 - общая численность выборки.

2) Средняя ошибка выборки будет

3) Предельная ошибка выборки

Доверительный интервал для генеральной доли будет таким:

,

Для всех сегментов

Тыс. населения

%

Все население

3768,2

100

С доходом до 4-х тыс. руб.

2637,74

70

С доходом от 4-х до 7тыс. руб.

904,368

24

С доходом свыше 7тыс. руб.

226,03

6

Определим количество людей с разным доходом, согласных приобрести исследуемый товар.

Для цены равной 400 рублей

Для цены равной 500 рублей

Для цены равной 700 рублей

Составим таблицу

P

400

500

700

qобщ

17

13

4

pqобщ

6800

6500

2800

qчелpq1 тыс. руб. График общего спроса

q0

Мо

100 300 400 500 600 700 900

Аппроксимация общего графика

Формула Лагранжа:

Уравнение выручки получаем, умножив полученное уравнение на х

pq = Y1 * x = - 6 x3 - 90x2 +1068x

Берем от полученного уравнения производную (-18 x2 - 180x + 1068), решаем уравнение, получаем модальное значение цены

Мо = 416 рублей

Полученную моду подставим в исходное выражение Лагранжа и находим количество покупателей q = 17 человек.

Модальная выручка равна

pq = 17 * 416 = 7072 рубля

Выборочные средние для общего графика

Среднюю цену находим по формуле:

2) Показатель дисперсии

,

3) Средняя ошибка выборки

N - генеральная совокупность из статистического сборника N = 940

4) Предельная ошибка выборки равна

t - коэффициент доверия, зависящий от доверительной вероятности, в нашем случае 0,097

5) Находим выборочное среднее

Тогда доверительный интервал для генеральной средней

Средняя величина внутригрупповых дисперсий:

Средняя ошибка выборки будет

Предельная ошибка выборки будет

Найдем доверительный интервал для средней интервальной цены

Выборочные доли. Найдем выборочную долю

2) Средняя ошибка выборки будет

3) Предельная ошибка выборки

Доверительный интервал для генеральной доли будет таким:

Зная, что по цене 400 рублей товар приобрело 17 человек, и, зная объем выборки n=50 человек, можно найти оптимальное количество товара

2.2 Анализ поведения затрат, прибыли и объема продаж

Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.

Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах исследуемой области значений. Это очень важное предположение, существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающее область его применения. В самом деле, при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися основными средствами (из-за условия постоянства величины амортизации). Ни увеличивать их объем, ни получать основные средства в аренду мы не можем.

Переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в пределах области рассматриваемых значений. На самом деле величина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, так как существует закон уменьшения предельной производительности факторов производства.

Цена реализации продукции не меняется. Это наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов и т.д.

Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются. Ситуация аналогичная с ценой реализации

Производительность труда не меняется. Следовательно, при постоянных ценах на труд отдача этого ресурса не меняется

Рассматривается производство только одного товара.

Затраты зависят только от объема выпуска.

Объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны.

Зависимость затрат от выпуска

Z

Zперем

Zпост

Z2

Z1

Z0

Q

qчелpq тыс. руб.

График поведения затрат, прибыли и объема продаж

Ф

Z2

CFi

Z1

100 300 400 500 600 700 900 Z0

2.3 Оценка инвестиционного проекта

С формальной точки зрения любой инвестиционный проект зависит от ряда параметров, которые в процессе анализа подлежат оценке и нередко задаются в виде дискретного распределения, что позволяет проводить этот анализ в режиме имитационного моделирования. В наиболее общем виде инвестиционный проект Р представляет собой следующую модель:

P = {ICi, CFk, n, r},

где ICi - инвестиция в i-м году, i = 1, 2, …, m (чаще всего считается, что m = 1);

CFi - приток (отток) денежных средств в k-м году, k=1, 2, …, n;

n - продолжительность проекта;

r - ставка дисконтирования.

2.3.1 Метод расчета чистого приведенного эффекта

Необходимый объем инвестиционных денежных средств для реализации проекта - 810000 рублей.

Сумма денежного потока в первый год - 450000 рублей, во второй год - 520000 рублей. Зададимся ставкой дисконтирования 10%.

Очевидно, что если NPV>0, то проект следует принять;

2.3.2 Расчет индекса доходности

Этот метод является следствием метода NPV.

В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем: он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений - чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект.

Индекс доходности рассчитывается по формуле:

PI>1 - проект можно принять

2.3.3 Расчет периода окупаемости

Данный инвестиционный проект окупается за 2 года.

2.3.4 Расчет внутренней нормы доходности

Зададимся ставкой дисконтирования, при которой функция NPV=f (v) меняет свое значение с "+" на "-".

i1=15%, i2=16%

Далее используем формулу:

NPV-Inv

0,01 0,02 0,03 0,04 0,05 0,06 0,07 0,08 0,09 0,10,0,110,12 0,13 0,14 0,15 0,16 0,17 0,18 0, 19,020,021 0,22 0,23 0,24 r