1.2 Правовые и экономические основы деятельности автономных учреждений
8 января 2007 г. вступил в силу Закон от 3.11.2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", который ввел в систему юридических лиц новый тип государственных учреждений - автономное учреждение (АУ). АУ - государственная (муниципальная) некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение, как и бюджетное, выполняет социально значимые функции (образование, наука, культура и пр.), но в то же время наделяется, по сравнению с бюджетным учреждением (БУ), гораздо более широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью. Это своего рода "гибрид", сочетающий в себе признаки некоммерческой и коммерческой организаций.
Федеральный закон предусматривает установление несколько иного механизма взаимоотношений между автономным учреждением и его учредителем, нежели тот, который получил повсеместное распространение. Большинство учреждений в России относятся к числу бюджетных учреждений, финансируемых собственником и всецело зависящих от него в имущественных вопросах. Форма автономного учреждения должна позволить бюджетным учреждениям приобрести большую самостоятельность в управлении и распоряжении самостоятельно "заработанными" денежными средствами и приобретенным на них имуществом. Пока процесс реализации данного Федерального закона нельзя признать активным: в масштабах страны случаи перехода бюджетных учреждений в форму автономного учреждения являются единичными. Однако вскоре этому процессу будет придан мощный импульс. Бородач М.В. Правовые проблемы трансформации отношений собственности в системе высшего образования в свете положений Федерального закона «Об автономных учреждениях" // Право и образование. 2008. № 2. С. 17-24.
Ст.4 ФЗ "Об автономных учреждениях" предусматривает установление для автономных учреждений целевой (специальной) правоспособности. В рамках деятельности автономного учреждения выделяется основной вид деятельности и иные виды деятельности, которыми учреждение будет вправе заниматься постольку, поскольку это будет служить целям его создания, при условии что эти виды деятельности будут закреплены в уставе учреждения. Согласно ст.9 ФЗ "Об автономных учреждениях" внесение изменений в устав автономного учреждения отнесено к исключительной компетенции его учредителя. Наблюдательный совет учреждения хотя и рассматривает предложения о внесении изменений в устав до его решения по данному вопросу имеют рекомендательный характер. Это означает, что учредитель автономного учреждения вправе будет в любое время по своему усмотрению внести изменения в устав учреждения, сократить перечень видов деятельности, которыми автономное учреждение вправе заниматься.
Предоставление учредителю права на немотивированное единоличное изменение устава автономного учреждения, в том числе в части целей и видов его деятельности считается нецелесообразным. Бородач М.В. Правовые проблемы трансформации отношений собственности в системе высшего образования в свете положений Федерального закона «Об автономных учреждениях" // Право и образование. 2008. № 2. С. 17-24.
Федеральный закон "Об автономных учреждениях" определяет различный объем прав учреждения по использованию закрепленного за ним имущества в зависимости от того, каков характер и источники формирования данного имущества.
Все имущество АУ можно разделить на две основные группы:
- особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним Учредителем или приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества;
- остальное имущество, в том числе недвижимое.
Согласно ст.130 Гражданского кодекса РФ движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. При этом в отношении АУ из всего движимого имущества выделяется особо ценное. Под особо ценным движимым имуществом (далее - ОЦДИ) понимается такое имущество, без которого осуществление АУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено. В соответствии со ст.3 Закона № 174-ФЗ порядок отнесения того или иного имущества к ОЦДИ определяется Правительством РФ.
Порядок отнесения имущества федеральных АУ к ОЦДИ был установлен постановлением Правительства РФ от 31.05.2007г. № 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения". Для федеральных АУ установлен стоимостной критерий ОЦДИ в размере не менее 50 000руб. В Постановлении отмечено, что к ОЦДИ не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности АУ, а также имущество, приобретенное АУ за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.
Для определения видов ОЦДИ автономных учреждений, создаваемых на основе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, следует руководствоваться требованиями Постановления № 337.
При расчете объемов финансового обеспечения выполнения задания АУ Учредитель должен отдельно учитывать расходы на содержание ОЦДИ.
Имущество, не отнесенное к ОЦДИ, можно разделить:
- на имущество, которое закреплено за АУ Учредителем (в т. ч. земельный участок, движимое и недвижимое имущество);
- имущество, которое закреплено за АУ Учредителем, но находящееся на балансе учреждения. К этой категории можно отнести имущество, приобретенное за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно Закону № 174-ФЗ движимое имущество, закрепленное Учредителем за АУ, но не отнесенное к ОЦДИ, не учитывается при расчете финансового обеспечения выполнения задания. Именно на это имущество - т.е. на движимое и не закрепленное Учредителем - могут быть наложены санкции, если автономному учреждению придется отвечать по своим обязательствам перед контрагентами.
Имущество, которое находится на балансе АУ и не закреплено за ним Учредителем, принадлежит ему на праве собственности. Расходы на содержание такого имущества АУ, т.е. находящегося в его собственности, а не в оперативном управлении, при формировании государственного задания Учредителем не учитываются.
Земельный участок, необходимый для выполнения АУ своих уставных задач, предоставляется ему Учредителем на праве постоянного (бессрочного пользования). Об этом говорится в п.7 ст.3 Закона № 174-ФЗ.
Собственник имущества АУ не несет ответственности по обязательствам, принятым автономным учреждением. Учредитель АУ также не несет никакой ответственности, если одобренная им сделка в отношении имущества АУ не принесла ожидаемого эффекта. Все негативные последствия лягут на руководителя АУ.
Имущество АУ делится на различные группы, а это требует организации бухгалтерского учета каждой группы имущества. В бухгалтерском учете АУ учитывается имущество, относящееся:
- к особо ценному движимому имуществу;
- недвижимому имуществу АУ, закрепленному Учредителем;
- движимому имуществу АУ, не относящемуся к ОЦДИ, но закрепленному за ним Учредителем;
- имуществу, находящемуся в собственности АУ.
Раздельный учет видов имущества важен для обоснования финансового обеспечения для покрытия расходов на содержание соответствующего вида имущества.
Необходимо планировать объем расходов на уплату налогов, объектами налогообложения по которым является недвижимое и особо ценное движимое имущество.
В нормативном документе, регламентирующем порядок и условия выделения Учредителем финансового обеспечения выполнения задания, должны быть предусмотрены все возможные ситуации, касающиеся приобретения, использования и списания имущества автономного учреждения. Отсутствие четкого механизма выделения финансового обеспечения может привести к неэффективному использованию денежных средств и дефициту соответствующего бюджета. Герзель Ю.А. Содержание имущества автономного учреждения // Дом культуры. 2008. № 7. С. 22-30.
Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учёт и составлять бухгалтерскую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ (п.11 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 - ФЗ "Об автономных учреждениях").
Правовая основа организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте".
В автономных учреждениях, создаваемых и осуществляющих деятельность согласно закону № 174-ФЗ, бухгалтерский учёт ведётся в соответствии с Положением, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчётности в РФ"; приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению",; приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению являются основой при утверждении рабочего плана счетов автономного учреждения, содержащего полный перечень синтетических и аналитических счетов. Необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Для специфических операций автономное учреждение может вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя сводные номера счетов. Володина Т.Е. Особенности бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности автономного учреждения // Справ. рук. учреждения культуры. 2009. № 4. С. 33-37.
Первым этапом организации бухгалтерского учета автономного учреждения является составление учетной политики учреждения.
Автономное учреждение должно в первую очередь определить совокупность способов, необходимых ему для отражения в бухгалтерском учёте и отчётности фактов хозяйственной жизни.
Следующий шаг - анализ состояния нормативной базы по бухгалтерскому учёту. На этом этапе решаются задачи:
- выбор варианта учёта из вариантов, предлагаемых законодателем;
- оценка организацией нормативно установленных способов учёта;
- выявление фактов хозяйственной жизни организации, в отношении которых отсутствует нормативное регулирование.
Автономное учреждение включает в состав бухгалтерской отчётности следующие формы:
- Бухгалтерский баланс (Форма 1);
- Отчёт о прибылях и убытках (Форма № 2)
- Отчёт об изменениях капитала (Форма № 3)
- Отчёт о движении денежных средств (Форма № 4)
- Приложение к бухгалтерскому балансу (Форма № 5)
- Отчёт о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
- Пояснительную записку.
При отсутствии соответствующих данных автономное учреждение может не представлять Отчёт об изменениях капитала, Отчёт о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу.
Автономное учреждение, получающее бюджетное финансирование от учредителя, в бухгалтерской отчётности даёт полную информацию о расходовании данных средств. Порядок расходования этих средств определён п.3 ст.4 Закона № 174-ФЗ.
Автономное учреждение представляет отчётность:
- в органы государственной статистики,
- налоговые органы,
- иные органы, в соответствии с законодательством РФ и уставом автономного учреждения (п.12 ст.2 Закона № 174-ФЗ).
Годовая бухгалтерская отчётность автономного учреждения утверждается наблюдательным советом. Для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности требуется аудиторское заключение. Копия утвержденной годовой отчётности автономного учреждения направляется учредителю и публикуется в информационных системах общего пользования или в СМИ, доступных заинтересованным лицам.
Автономные учреждения могут перейти на УСНО. Статус бюджетного учреждения в соответствии с пп.17 п.2 ст.134.12 НК РФ такого не позволяет. В настоящее время если в учреждении выполняются следующие условия:
- средняя численность за налоговый (отчетный) период численность работников не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн. руб.;
- сумма доходов на девять месяцев не превысила 15 млн. руб.;
- доля участия в учреждении других организаций менее 25%, то оно может быть переведено на УСНО. Саксина Н.Н. Учётная политика автономного учреждения // Дом культуры. 2008. № 11. С. 42-50.
В целом оценивая позитивно факт принятия Федерального закона "Об автономных учреждениях" специалисты считают, что отдельные его положения требуют корректировки. Только практика применения нормативных актов такого уровня может способствовать комплексному осмыслению как позитивных, так и негативных аспектов его содержания. Бородач М.В. Правовые проблемы трансформации отношений собственности в системе высшего образования в свете положений Федерального закона «Об автономных учреждениях" // Право и образование. 2008. № 2. С. 17-24.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Глава 1. Трансформация экономических отношений в системе учреждений культуры
- 1.1 Реформа сферы культуры в условиях общественных изменений современной России
- 1.2 Правовые и экономические основы деятельности автономных учреждений
- 1.3 Сравнительная характеристика бюджетных и автономных учреждений
- Детско-юношеский центр (Дюц) Северодвинска
- История детско-юношеского туризма
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 4.3. Учреждения социально-педагогический направленности.
- Социально-культурные институты
- 19. Инфраструктура социально-культурной сферы.
- § 1. Проектная деятельность учреждений культуры Республики Бурятия в рамках участия в грантовых программах
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности