3. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО
3.1 Проблемы аграрной политики России возникшие на начальном этапе членства в ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) в настоящий момент насчитывает 160 стран участниц и охватывает все континенты земного шара. В условиях современной действительности у России практически не оставалось выбора вступать или не вступать в нее. Россия уже не могла стоять в стороне, минуя эту влиятельную организацию.
Среди российских и зарубежных исследователей не было единодушного мнения о целесообразности вступления России в ВТО, но все они сходились к одному, что наиболее незащищенным окажется аграрный сектор экономики России.
Что же произошло после вступления России в ВТО, какие прогнозы сторонников и противников оправдались?
Первая проблема, с которой столкнулась Россия после вступления в ВТО это отсутствия четких понятий и однозначности в интерпретации норм ВТО. Другими словами, нет четких определений те или иные меры и механизмы регулирования экономики и рынка. И здесь действительно возникают споры и вопросы в применении директив ВТО. Например, показательной была история с поставкой нам из стран ЕЭС картофеля. Когда Россельхознадзор затребовал информацию о "чистых зонах", то это вызвало массу вопросов. Хотя, тем самым, карантинные органы пытались защитить от некачественных товаров российский рынок и, это всего лишь пользуясь механизмами, предлагаемыми ВТО.
Вторая проблема - это нежелание российских властей защищать интересы отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Российские птицеводы могли бы уже на данном этапе конкурировать на мировом рынке со своей продукцией, но они не могут без участия государства решить массу проблем, возникающих при экспорте своей продукции.
Не умение квалифицированно защищать свои интересы рождает дополнительные минусы и отсутствие перспектив выхода на мировые рынки.
Третья проблема - отсутствие квалифицированных юристов и чиновников, умеющих грамотно оперировать своими правами и механизмами ВТО. И эта проблема сейчас является одной из самых важных и наиболее острой для успешной экономической адаптации страны в ВТО.
Четвертая проблема - нет четкого механизма взаимодействия различных государственных структур. Одни запрещают, другие (в лучшем случае) не в курсе. Допустим, был запрещен ввод картофеля из стран ЕЭС Россельхознадзором, а Таможня оказалась не в курсе поставки картофеля по данным Федеральной транспортной службы продолжались.
Пятая проблема это отсутствие отработанной аграрной политики в условиях ВТО со стороны Минсельхоза. Фактически сейчас выработкой аграрной политики занимается правительство. И здесь главной задачей Минсельхоза России является создание влиятельных рычагов воздействия и полным владением реальной ситуации, без фиктивных цифр.
Шестая проблема российского аграрного бизнеса заключается в том, что потребовалось какое-то время, чтобы понять, что страны участницы ВТО не всегда соблюдают правил этой организации.
Седьмая проблема - раскол власти и аграрного бизнеса. Он сформировался на пути споров, предваряющих вступление в ВТО. Непонимание государственных чиновников проблем аграриев только усугубляется, по заведению участников съезда фермеров России.
Все обозначенные выше проблемы возникшие после вступления России в ВТО не стали катастрофой для аграрного сектора экономики, но отсутствие отлаженной политики и четко работающих механизмов регулирования не принесло положительных плодов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для лоббирования своих интересов необходимо освоить искусство манипулировать нормами ВТО, а также четко представлять долгосрочную политику по развитию аграрного сектора экономики.
3.2 Способы и методы регулирования аграрной экономики России в новых условиях
Одним из главных условием вступления России в ВТО является уход от мер внутренней поддержки "желтой корзины" аграрного сектора экономики и переход к мерам поддержки "зеленой корзины".
Это означает переход от прямых субсидий, компенсации процентов по кредитным ставкам, компенсации горюче-смазочных материалов, электроэнергии и т.д. искажают действительное положение аграрного сектора и является неэффективным для его развития. То есть меры "желтой корзины" фактически подсаживают аграрных производителей на государственные дотации.
Меры "зеленой корзины" являются более эффективными для долгосрочного развития сельского хозяйства, т.к. направлены непосредственно на прямые выплаты производителями, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, развитие научных исследований, улучшение использования ограниченных ресурсов земли, таким образом, повышается конкурентоспособность самой отрасли, а не рынка товаров в определенный момент времени. Поэтому правительством была разработана и утверждена 15 апреля 2014года "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг" (далее Госпрограмма аграрного развития). В ее состав входят федеральные целевые программы именно по развитию сельского хозяйства по принципу мер "зеленой корзины".
В новой госпрограмме аграрного развития прослеживаются следующие направления инновационных направления по долгосрочному развитию аграрного сектора. Так планируется улучшение инфраструктуры села и увеличение привлекательности этого сектора, обновление и улучшение технического и технологического состояния сельскохозяйственного парка техники, развитие перерабатывающих сельскохозяйственных предприятий, мелиорация сельскохозяйственных земель, развитие поголовья племенного скота, развитие садоводства, развитие ветеринарии и проведение противоэпидемических программ, поддержка малых форм фермерских и крестьянских хозяйств и др.
Также, запланировано улучшение управления государственными программами, налогового законодательства, развитие информатизации в сфере АПК. Все эти меры должны вести к более конкурентоспособному сектору аграрной экономики России на мировом уровне.
Следующим направлением в реализации улучшения АПК России могут стать такие механизмы:
- государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей из расчета на 1 единицу произведенного товара (1 кг мяса, 1 тонна зерна, 1 литр молока), здесь можно получить двойной эффект - производитель будет стараться нарастить производство на тех же ресурсах;
- создание специализированных потребительских кооперативов при поддержке государства, в которые будут входить и парки сельхозтехники, и специализированные хранилища, и предприятия по переработке, и собственные торговые точки. Это обеспечит сельхозпроизводителям доступ на отечественный рынок и избавит его от спекулянтов (перекупщиков);
- предлагается передавать заброшенные необрабатываемые участки земли и паи, купленные незаконным способом передавать в собственность государства, а далее на конкурсной основе отдавать в аренду, для дальнейшего эффективного их использования. Примером такого механизма служит Белгородская область - там ведено платное землепользование на конкурсной основе. Возможно, стоит изучить опыт Китая, где существует целая государственная Академия, с огромными полномочиями, по изыманию земель и планированию и дальнейшему их использованию.
Внедрение действенных мер экономического воздействия, определение со способами и методами развития аграрного сектора экономики должно дать долгосрочные положительные перспективы стабильности и конкурентоспособности АПК России.
3.3 Перспективы развития сельского хозяйства в условиях членства в ВТО
Какие перспективы открывает участие во Всемирной торговой организации для сельского хозяйства России. На первый взгляд может показаться, что членство страны в ВТО сделало страну еще более зависимой от импорта сельхоз продукции, отрицательно сказалось на некоторых отраслях АПК России и привело в упадок отдельные регионы. Но это лишь краткосрочный эффект и за ним может последовать финансовое и юридическое выздоровление сельского хозяйства страны. В стрессовом состоянии вступления в ВТО будут открыты все застарелые проблемы, и их надо будет решать, прибегая к механизмам предлагаемым ВТО и разрабатывая внутреннюю стратегию по укрепления аграрной отрасли экономики.
1. Переход на "зеленую корзину" принципов поддержки сельскохозяйственных производителей, даст возможность сформировать конкурентоспособную отрасль АПК на уровне лучших мировых стандартов.
2. Обязательство сформулировать долгосрочную эффективную аграрную политику, ориентированную на защиту интересов отечественных сельскохозяйственных производителей, умелое использование экономических, налоговых и юридических механизмов. Здесь хочется отметить возможность повышения роли министерства сельского хозяйства в решении вопросов АПК.
3. Развитие сельскохозяйственных наук, как одного из условий самостоятельности и конкурентоспособности России. Развитие селекции, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, создание высокопрофессиональной базы специалистов, привлечение зарубежных аграриев.
4. Укрепление малых форм сельхоз производителей - фермерств и крестьянских хозяйств.
5. Повышение уровня жизни сельских жителей и увеличение привлекательности села.
6. Создание государственного аппарата регулирования эффективного использования земель и ресурсов.
7. Привлечение международных и собственных инвестиций, вследствии создания привлекательности аграрного сектора экономики.
8. Увеличение процентной доли АПК к общему количеству ВВП страны.
9. Возможность стать крупным экспортером продовольствия.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ
- 1.1 Аграрная экономика
- 2. АПК РОССИИ И АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В РФ
- 2.1 Структура АПК России
- 2.2 Тенденции развития аграрной экономики
- 2.3 Основные способы регулирования аграрного сектора в России
- 2.4 Государственные программы и законы, направленные на развитие аграрного сектора экономики
- 3. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ