logo
Инновационная деятельность предприятия

1.1 Экономическая сущность и значение инноваций

Особенность современного периода - формирование многоукладной экономики - определяет актуальность проблемы создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью на предприятиях. Выход из кризисного состояния предприятий может быть обеспечен благодаря освоению новой продукции, отвечающей требованиям рынка, на основе развития инновационной деятельности.

Термин «инновация» был введен в оборот в начале нашего столетия выдающимся экономистом Йозефом Шумпетером как «изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».

Одним из первых исследователей проблем инноваций в России был Н.Д.Кондратьев. Он известен тем, что впервые в работе "Большие циклы конъюнктуры" ввел понятие «длинной волны» применительно к инновациям, характеризующим влияние радикальных инноваций на мировое промышленное развитие. К таким инновациям он относил: изобретения паровых машин, идею строительства железной дороги, электроенергетику и автомобилестроение.

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение иннований дал английский профессор В.Р.Спенсер. «Инновация - это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это» .

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:

-инновация - это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;

-инновация - осознанное нами новое явление;

-инновация - такое новое явление, которое можно использовать.

Р.Федерманн (ФРГ) понимает под инновацией открытие новых возможностей решения проблемы. Инновация, по его мнению, находится, с одной стороны, в противоречии с консервативным положением дел, с другой - она направлена на «иммитацию», на моделирование существующего положения с учетом стратегии изменений. [1, стр. 78-90].

Некоторые исследователи делают попытку найти отличия инноваций от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует считать инновациями. Так, Ю.А.Яковец, рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям :

1. качественный скачок в уровне развития техники в результате реализации изобретения (критерий новизны);

2. значительное увеличение экономического, социального, экологического эффекта в результате инновации (критерий эффективности).

Такой подход может быть оправдан с позиций научно-технического прогресса и их воздействия на развитие производительных сил общества.

А.Кулагин и В.Логинов считают, что практически любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее новый спрос- это инновация. Эта позиция является обоснованной, если рассматривать инновации с точки зрения предприятий, то есть на микроуровне. Для предприятия, стремящегося выжить в условиях конкуренции, любое усовершенствование направлено на создание дополнительного спроса либо на экономию затрат.

Таким образом, инновации - это усовершенствования :

-обеспечивающие экономию затрат и создающие условия для увеличения прибыли и снижения цены;

-создающие дополнительный потребительский спрос.

Надо признать, что, не имея возможности внедрять принципиально новые разработки, многие предприятия в условиях кризиса ориентируются на простые усовершенствования.[1, стр. 110-145].