2.2 Этапы проведения анализа инновационной деятельности
инновация анализ экономический показатель
На первом этапе должен осуществляется анализ инновационного потенциала предприятия. Одновременно с этим дается оценка роли собственного капитала в формировании и развитии инновационного потенциала. В дальнейшем проводится анализ влияния основных технико-экономических факторов на изменение структуры инновационного потенциала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом выявляются внутрихозяйственные резервы роста инновационного потенциала предприятия.
На втором этапе проводится анализ инновационной активности предприятия, прежде всего на основе динамики изменения величины затрат на инновационную деятельность и количества инновационных проектов, находящихся в разработке предприятия, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Выявляется влияние основных факторов на изменение этих показателей. Затем выявляются внутренние резервы повышения инновационной активности предприятия.
На третьем этапе оцениваются результаты инновационной деятельности. Здесь же производится оценка эффективности реализованных предприятием инноваций и их влияния на показатели эффективности функционирования предприятия. Затем выявляются возможные резервы улучшения этих показателей.
По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия.
Следует отметить, что эта работа может проводиться с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных категорий его пользователей и их экономических интересов. Пользователями результатов анализа инновационной деятельности предприятия могут выступать:
1. Инвесторы, предоставляющие средства для реализации инновационных проектов. Их интересует степень выгодности вложений в предприятие (проект), а также потенциальный риск потери инвестиций. При этом высокая инновац0ионная активность, достаточный инновационный потенциал, наличие положительных результатов по предыдущим инновационным проектам обеспечивает возможность дополнительного привлечения инвестиций, что способствует развитию инновационной деятельности предприятия.
Инвесторы при проведении анализа инновационной деятельности выясняют:
-причины (факторы), обусловившие успешность инновационной деятельности предприятия в прошлом и ее перспективы,
-тенденции изменения основных показателей инновационной деятельности предприятия,
-текущее состояние инновационного потенциала предприятия и факторы, способные оказать на него влияние в будущем,
-рейтинг предприятия по соответствующей отрасли,
-прогнозы и перспективы по конкретным инновационным проектам во взаимосвязи с общими тенденциями на соответствующем рынке.
2.Менеджеры и руководители предприятия, которым необходима информация об эффективности инновационной деятельности, ее основных результатах и тенденциях их изменения, состоянии инновационного потенциала предприятия. Анализ этой информации позволяет им разрабатывать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия в целом. При проведении анализа инновационной деятельности администрация предприятия ставит следующие цели и решает соответствующие задачи для их достижения:
- разработка стратегии инновационной деятельности предприятия,
-рациональная организация этой деятельности,- повышение эффективности управления инновационным потенциалом.
3.Покупатели и заказчики результатов инновационной деятельности, которые нуждаются в информации, свидетельствующей о надежности существующих деловых связей с предприятием и определяющей перспективы их дальнейшего развития.
4.Работники предприятия, для которых важны сведения об основных результатах и перспективах инновационной деятельности предприятия, гарантии его прибыльности и стабильности, наличия рабочих мест и соответствующего уровня оплаты труда.
5.Акционеры и собственники, которых интересует результативность инновационной деятельности предприятия, его стабильность в будущем, поскольку с этим связаны наличие и размер дивидендов, а также степень риска при покупке акций. Им, также важна информация о степени рискованности сделанных инвестиций.
6. Органы государственной власти, заинтересованные в информации для осуществления возложенных на них управленческих функций, ведения статистического наблюдения. Эта группа пользователей занимается распределением ресурсов, регулированием инновационной деятельности предприятий.
7.Общественность (пресса, различные общественные организации), которая интересуется информацией для оценки вклада предприятия в инновационную деятельность региона и страны в целом.
Принадлежность пользователя к той или иной группе определяет уровень его доступности к источникам информации об инновационной деятельности предприятия, что, безусловно, сказывается на возможностях и качественных характеристиках проводимого анализа. С некоторой долей условности всех вышеназванных пользователей результатов анализа инновационной деятельности можно разделить на внутренних и внешних. К внутренним пользователям относятся руководство предприятия, его персонал и собственники, к внешним - потребители, инвесторы, общественность и государственные органы.[12, стр. 67-199].
Таким образом, основное различие между внешним и внутренним анализом инновационной деятельности заключается в разнообразии целей и задач, решаемых различными субъектами анализа. При помощи различных средств и приемов анализа, на основе относительно небольшого круга показателей указанные субъекты получают необходимую информацию для принятия обоснованных решений, соответствующих поставленным целям.[10, стр. 122-156].
- Введение
- 1. Теоретические основы определения сущности инновационной деятельности предприятия
- 1.1 Экономическая сущность и значение инноваций
- 1.2 Виды инноваций
- 1.3 Структура инновационного процесса
- 1.4 Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия
- 2. Анализ инновационной деятельности предприятия
- 2.1 Показатели инновационной деятельности
- 2.2 Этапы проведения анализа инновационной деятельности
- 2.3 Индикаторы инновационной деятельности
- 3.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Российские железные дороги»
- 3.2 Инновационная деятельность предприятия ОАО «Российские железные дороги»
- 15.2. Инновационная деятельность предприятия
- 10. Инновационная деятельность предприятия
- Инновационная деятельность предприятия.
- Инновационная деятельность предприятия.
- 5.2 Инновационная деятельность предприятия
- Инновационная деятельность предприятия.
- 17.2. Инновационная деятельность предприятия
- 4. Инновационная деятельность предприятия
- 4. Инновационная деятельность предприятия.
- Инновационная деятельность предприятия.