logo
Нематериальные активы организации

1 Экономические и организационно-управленческие аспекты функционирования коммерческой организации

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности торговых предприятий стала, как уже говорилось ранее, коммерческая деятельность.

Методология - это учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности. Для обобщения основных свойств коммерческих процессов и коммерческой деятельности в целом применяются понятия: система, организация, структура организации, миссия, цель, субъекты и объекты и др. Технологию и процессы организации управления коммерческой деятельностью торгового предприятия раскрывают такие определения, как: закупка, продажа, перепродажа, товароснабжение, обслуживание и др.

В осуществлении коммерческой деятельности важную роль играет организация. Организация - совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. На этой основе строится организация коммерческой деятельности торгового предприятия, которой свойственны определенные закономерности функционирования и взаимодействия ее элементов(частей). Организация - главная функция управления, суть которой - согласование, координация деятельности персонала предприятия для решения общей задачи и достижения конкретных целей.

Понятие организации применяется как к объектам коммерции, т.е. коммерческим процессам, так и к субъектам коммерции, т.е. торговым предприятиям и фирмам. В коммерческой деятельности способом решения любой ее задачи является выстраивание системы элементов, связей и отношений.

С методологической точки зрения главным аспектом формирования считается знание закономерностей функционирования организационных систем, механизма их проявления и использования различными субъектами управления [1].

Для исследования коммерческой деятельности торгового предприятия на рынке товаров и услуг используются следующие методы:

-общенаучные - наблюдения, эксперимента, сравнения, аналогии и др., ведущим из которых является системный метод. Он рассматривает коммерческую деятельность как систему с присущими ей признаками -элементами, связями, целостностью, функциями?

-математические, которые дают возможность изучать показатели коммерческой деятельности, связанные с закупками, продвижением и продажей товаров?

-построение и изучение моделей - в них отражается конъюнктура товарных рынков, покупательский спрос, поведение потребителей, оптимизация использования ресурсов и т.д.

Организационные аспекты формирования коммерческой деятельности торгового предприятия связаны:

-с экономикой предприятия - анализом, планированием, оценкой коммерческой деятельности в целом и отдельных ее процессов?

-с коммерческим правом -формированием хозяйственно-коммерческих связей в сфере товарного обращения, заключением и исполнением коммерческих договоров [12].

-с маркетингом, в силу однородности целей, - получением прибыли и удовлетворением потребительских запросов покупателей, но проведение отдельных маркетинговых мероприятий не достигает того эффекта, который заложен в его комплексе с организацией коммерческой деятельности?

-с менеджментом - раскрытием потенциальных возможностей предприятия с ориентацией на трудовой коллектив для достижения поставленных целей в коммерческой деятельности?

-а также с информатикой - учетом и обработкой товаропотоков с помощью компьютеров)

-со специальными дисциплинами коммерческого товароведения и экспертизы.

Формирование коммерческой деятельности торговых предприятий на рынке товаров и услуг имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования [2].

Цель организации коммерческой деятельности торгового предприятия-увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей. Поэтому для формирования и развития коммерческой деятельности необходимы определенные условия и конкретизация воздействующих факторов. Первоочередными факторами, влияющими на деятельность торгового предприятия, являются субъекты и объекты.

Торговое предприятие поставляет на потребительский рынок товары и обеспечивает покупателей необходимой информацией, содержащей характеристики товаров, их надежность, гарантийные сроки, цены, условия продажи и т.д. С рынка торговое предприятие получает обратную информацию - данные о конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и темпах продажи товаров. В результате формируется замкнутая система связи, функционирующая как единая целое, где торговое предприятие взаимодействует с внешней средой [4].

Очевидно, что коммерческие позиции торгового предприятия формируются под влиянием внешней среды (это экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, банки, государственные акты и т.д.) и внутренней среды (производственные, технические, экономические и другие ресурсы, функциональные службы и т.д.). Поэтому все многообразие факторов внешней и внутренней среды следует рассматривать во взаимодействии и совокупности при формировании коммерческой деятельности торгового предприятия.

Задачей организации коммерческой деятельности является реализация целей торгового предприятия, умение их формулировать и направлять коммерческую деятельность в соответствии задачами, стоящими перед предприятием. Главное в организации коммерческой деятельности - комплексный подход, сочетающий принципы ее проектирования, целевые ориентиры и стратегию развития [5].

При проектировании коммерческой деятельности торгового предприятия следует соблюдать следующие принципы:

-полную самостоятельность и равноправие субъектов рынка

-приспособляемость коммерческих функций к ситуационным изменениям

-ответственность перед партнерами по купле-продаж товара за выполнение взятых обязательств

-взаимодействие коммерции с маркетингом и менеджментом

-предвидение коммерческих рисков

-адаптацию коммерческих работников к новым условиям работы

-получение прибыли от реализуемой продукции.

При этом сформированная торговая структура в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта является ключевым звеном товарного рынка, способным к обеспечению значительных логистических эффектов в сфере закупочной и сбытовой логистики [6].

При этом следует учитывать, что коммерческая деятельность торговых организаций имеет ряд характерных особенностей. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависят от ее формата, хозяйственной самостоятельности (степени подключенности к торговым сетям), типа, размера, технической оснащенности, степени логистики, места расположения и других факторов. Осуществляя свои функции, торговые предприятия на рынке товаров и услуг обеспечивают:

-развитие производства путем оптимизации коммерческой работы по заключению долгосрочных договоров, фьючерсных контрактов, единовременных заказов на производство и поставку товаров и т. д., тем самым стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции; в совершенствование транспортного и складского обеспечения торгово-производственных процессов на основе развития логистических принципов взаимодействия;

-денежное распределение через развитие финансово-кредитной системы, установление уровня и соотношения цен на товары на основе балансировки спроса и предложения;

-удовлетворение комплекса потребностей покупателей за счет применения постоянно развивающихся форм и методов торгового обслуживания, реализации эффективных маркетинговых (рекламных) и логистических мероприятий [9].

Масштабы той или иной торговой организации оказывают определяющее влияние на ее деятельность. Необходимо знать экономические преимущества и недостатки различных по размеру структур, а также учитывать взаимосвязь развития бизнеса, его логистизации и выработки эффективной рыночной стратегии, исходя из масштабов функционирования [12].

Крупные торговые компании с экономической точки зрения наиболее сильны, поскольку имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить углубленные маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для логистической реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в хозяйственной среде. Более того, они достаточно инертны в развитии экономической стратегии, отличаются громоздким управленческим аппаратом, а материальные стимулы работников не всегда связаны с конечными результатами.

Средние торговые организации действуют, как правило, в пределах сравнительно узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Их товары обладают уникальными характеристиками, ориентированными на круг постоянных потребителей. Это защищает их от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность [4]. Коммерческая активность здесь обычно выше, чем в крупных компаниях, ибо требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса. Но вместе с тем отсутствует возможность быстро переключать деятельность на другие товары, поскольку незначителен выбор ассортимента.

Мелкие торговые звенья приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние предприятия. Для этих структур характерны: простота в организации товародвижения и учета; работа на местный рынок; высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров; более экономное использование ресурсов; незначительные управленческие расходы; повышенная скорость оборота капитала; заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы конкурентоспособности [5].

Розничные торговые предприятия можно классифицировать по таким критериям, как товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых потребителей, характер местонахождения идр.

По товарной специализации выделяют торговые организации:

-смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами;

-специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткань, обувь, игрушки и т. п.);

-комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (трикотаж-галантерея и т. п.);

-универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты).

По формам обслуживания различают структуры: с индивидуальным обслуживанием покупателей; по методу самообслуживания; реализующие товары по образцам, по каталогам, по почте и т. п [3].

По видам и особенностям устройства торговые структуры подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски и др.

По функциональным особенностям выделяются стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные и прочие.

Классификация торговых структур по уровню цен вызвана резкой дифференциацией денежных доходов населения. Поэтому выделяют структуры: с низким уровнем цен, ориентирующиеся на малообеспеченные слои населения; структуры со средним уровнем цен, обслуживающие самые различные группы потребителей; торговые организации с наиболее высоким уровнем цен на реализуемые товары и соответствующим уровнем обслуживания.

По характеру местонахождения различают структуры: расположенные в местах общегородского значения; на транспортных магистралях; вокзалах; в центральном деловом районе; жилой зоне; районном торговом центре; центре микрорайона; местах отдыха и т. д.

В зависимости от преимущественного контингента обслуживаемых потребителей выделяют предприятия для детей, женщин, молодежи, а также тематические предприятия, отражающие интересы покупателей («Автолюбитель», «Садовод» и т.п.) [8].

В последние годы в качестве комплексной характеристики розничных торговых структур используется такое понятие, как «формат торговли». Формат включает совокупность параметров, определяющих принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов.