"Ресурсное проклятие" в российской экономике и механизмы его устранения

курсовая работа

3.1 Международный опыт преодоления "ресурсного проклятия"

Ярким примером "ресурсного проклятия" является Нигерия. Эта страна в период с 1970 по 2000 г. получила нефтяных доходов на сумму 350 млрд. долл. Финансовая политика заключалась в том, что минерально-сырьевые доходы направлялись в плохо управляемые амбициозные проекты, которые приостанавливались, когда источник доходов иссякал. В Нигерии таких приостановленных проектов в конце 1990-х годов насчитывалось около 4500. Одним из примеров является сталелитейный комплекс Айякута Пантелеева Ю.В., Уразбахтина Л.Р. К вопросу о "ресурсном проклятии" и инновационном потенциале экономики России // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 22. С. 363-364..

Согласно данным Мирового банка, государство затратило на его сооружение в 1979-1993 гг. 4,5 млрд. долл. Однако этот комплекс так и не произвел ни одной тонны стали. При этом доля населения, живущего в абсолютной бедности, составляет 70%.

В странах, где уровень человеческого развития, включая здравоохранение и образование, низок, а инфраструктура редка, подобные грандиозные проекты не могут быть оправданы ни экономически, ни социально.

Страны со зрелыми институтами власти извлекают выгоду из природных богатств и направляют полученные доходы на развитие других отраслей. Богатую нефтью Норвегию, находящуюся в верхней части индекса человеческого развития ООН, часто приводят в качестве примера успешной победы ресурсного проклятия. За то время пока цены на нефть были высокими, доля экспорта в ВВП не изменилась, а доля нефтяного экспорта в структуре норвежского экспорта сильно выросла.

Нефтяной сектор вытеснил более инновационный торгуемый сектор. В 1970-1980 гг. в Норвегии производство нефти выросло почти в 7 раз. При этом в Норвегии не произошло падения уровня жизни, не произошло никаких трагических последствий для демократии.

Другой пример - Австралия, щедро одаренная громадными и дешёвыми в смысле разработки сырьевыми ресурсами: ураном (30% мировых запасов), золотом, бокситами, марганцем, углём, железной рудой, алмазами и другими природными ресурсами. В Австралии природные ресурсы национализированы, таким образом доходы от них не растаскиваются по карманам группы чиновников и олигархов и не переводятся в оффшоры.

Некоторые черты рациональной политики можно уловить, рассматривая историю относительно успешных стран. Несмотря на огромные различия между странами, во всех успешных эпизодах важнейшую роль играло государство. В качестве иллюстрации мы остановимся на двух странах - Кувейте и Индонезии.

Кувейт - конституционная монархия (эмират), где до 2005 г. лишь 15% населения имели право голоса, а премьер-министр, как правило, принадлежал к королевской семье. В соответствии с конституцией 1962 г. избирается Национальная ассамблея, включающая по два представителя от каждого из 25 районов; кроме того, в нее по должности входят до 15 министров. Национальная ассамблея может выражать недоверие министрам, налагать вето на правительственные декреты. Были, однако, случаи, когда король, недовольный решениями Ассамблеи, распускал ее. Политические партии запрещены, но существует ряд движений и блоков. Профсоюзы разрешены и финансируются правительством.

Кувейтская нефть была открыта в 1938 г. англичанами, но ее добыча стала развиваться в послевоенные годы. После 1974 г. частные и частно-государственные компании постепенно переходят в собственность государства.

Участие иностранных компаний в добывающем секторе Кувейта строго ограничивается. В частности, иностранные компании должны были действовать только через местных посредников, лишь в последние годы ограничения ослаблены. Налоговая политика благоприятствует кувейтским корпорациям, дискриминирует иностранцев. Например, только иностранные корпорации должны платить налог на доходы, причем ставка налога может составлять до 55%.

Граждане Кувейта не облагаются подоходным налогом. С 1992 г. правительство Кувейта проводит протекционистскую политику, тарифы могут составлять от 4 до 25%. К импортным товарам предъявляются завышенные требования, с тем, чтобы не допустить вытеснения отечественных товаров. При организации тендеров правительство создает льготные условия для отечественных фирм.

В 2001 г. население Кувейта составляло около 2 млн. человек, его душевой ВНД по ППС был равен около 20 тыс. долл. По этому показателю Кувейт входил в группу развитых стран (для сравнения, испанский душевой ВНД был равен 19,860 тыс. долл., а французский - 24,080 тыс. долл.). Кувейтский ВВП рос со средним темпом 1,3% в 1980-1990 гг., при этом рост промышленности составил всего 1% в год, зато опережающим темпом - 14,7% в год росло сильно субсидируемое сельское хозяйство. В 1990-2000 гг. темпы роста ВВП увеличились и составили 4,7% годовых, в 2000-2004 гг., когда выросли цены на нефть, ВВП Кувейта продолжал расти темпом 4,7% в год.

В 2001 г. кувейтский Фонд будущих поколений составлял 65 млрд. долл., кроме того, правительственные активы за границей оценивались в 35 млрд. долл. (ВВП Кувейта был равен 34,15 млрд. долл. в 2001 г.). Кувейтское правительство проводит активную социальную политику, в частности обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное образование всех уровней.

Кувейт вряд ли может быть образцом для страны с высокообразованным населением и с иными культурными ценностями. Кувейт, кроме того, уникален по величине запасов нефти и газа на душу, по этому показателю его превосходят только Катар и Бахрейн. Тем не менее, Кувейт интересен как государство с относительно слабо развитой гражданской культурой, которое сумело использовать нефтяные доходы для достижения довольно высокого уровня благосостояния. Политика кувейтского правительства имеет существенные черты, общие для всех относительно успешных богатых нефтью стран: строгий государственный контроль над нефтяными доходами, их перераспределение, направленное на поддержание социального мира, активное стимулирование роста несырьевых отраслей, отсутствие геополитических целей.

В книге (Gelb et al., 1988) изучаются последствия первого нефтяного бума 1973-1984 гг. для шести стран - экспортеров нефти (Алжира, Эквадора, Индонезии, Нигерии, Тринидада и Тобаго, Венесуэлы). Авторы подсчитали, что в течение 1973-1981 гг. ежегодный дополнительный доход за счет роста нефтяных цен мог бы составить 16,5% ВВП для Индонезии, 21-23% для Венесуэлы и Эквадора, около 27% для Нигерии, около 30% для Алжира и Тринидада и Тобаго Гоноцкая Ж.А. Имущественное неравенство и ресурсное проклятие: точки зрения и эмпирические свидетельства. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 16..

Из шести стран только беднейшая среди них, Индонезия, сумела извлечь выгоду из всплеска цен на нефть.

Добыча нефти ведется в Индонезии с 1871 г. Однако страна не добилась процветания ни под властью Голландии, ни при японской оккупации, ни после обретения независимости в 1945 г. Президент Сукарно, провозгласивший (видимо, впервые) идею управляемой демократии (guided democracy), был нацелен "на восстановление национальной гордости и международного престижа, а не на создание производственных мощностей" (Glassburner, 1988, p. 200). Его безответственная экономическая политика привела к всплеску инфляции и экономическому кризису. Заменивший его в 1966 г. генерал Сухарто восстановил политическую стабильность, опираясь не только на армию, но и на широкую коалицию различных общественных групп (Golkar), включавшую городских рабочих, фермеров, женские и молодежные организации, и т.п. Принимая экономические решения, он следовал рекомендациям команды из пяти экономистов, три из них получили докторские степени в Беркли. Была восстановлена макроэкономическая стабильность, министерство экономики начало составлять пятилетние планы. Все это создало необходимую инфраструктуру для использования неожиданных нефтяных доходов. Из них только 18% было потрачено на потребление, в то время как 33% ушло на покрытие дефицита текущего счета, а остальные 49% государство инвестировало в основной капитал, в частности во внедрение новых технологий выращивания риса. Важнейшим элементом макроэкономической политики было поддержание заниженного валютного курса. В 1967-1972 гг. несырьевой сектор экономики рос средним темпом 8,5 % в год, в 1972-1981 гг. темп было еще выше - 8,2%.

Благодаря прогрессу в диверсификации экономики, снижению субсидий и дополнительной девальвации рупии, правительству Индонезии удалось справиться с шоком, вызванным падением цен на нефть после 1982 г. При этом, однако, пришлось отложить или даже прекратить реализацию ряда капиталоемких проектов.

Тридцать лет назад Индонезия и Нигерия - две страны, зависящие от нефти, имели схожий уровень подушевого дохода. Сегодня уровень ВВП на душу в Индонезии в 4 раза выше, чем в Нигерии.

Стоит отметить, что экономика Индонезии продолжала быстро расти вплоть до 1997 г. Все же правительство не нашло эффективного пути перехода к современному рынку. Быстрая либерализация экономики в сочетании с неразвитыми институтами, высокой коррупцией, низким качеством управления послужила одной из причин жестокого кризиса в 1997 г. В 2001 г. по уровню ВВП на душу населения Индонезия все еще занимала 142-е место в списке из 208 стран.

Естественно предположить, что строгий государственный контроль над нефтяными богатствами может быть рациональной политикой лишь для стран с неразвитым рынком. Известный пример Норвегии, национализировавшей производство нефти после открытия месторождений в 1970-е гг. и направляющей в бюджет до 80% ресурсной ренты, не подтверждает эту гипотезу. Норвегия не только сумела избежать "голландской болезни", но обогнала по ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) своих ближайших соседей и вплотную приблизилась к США.

Рассмотренные примеры показывают, что нефтяное богатство может и не быть проклятием. Методами, с помощью которых страны, преодолели "ресурсное проклятие" являются: строгий контроль над нефтяными доходами; их перераспределение, направленное на поддержание социального мира, отечественных производителей; активное стимулирование роста несырьевых отраслей; отсутствие геополитических целей и т.п.

Делись добром ;)