Cложная продукция и особенности ее закупки

дипломная работа

Введение

В настоящее время ввиду экономической ситуации наше государство стремится отказаться от импортных товаров и заменить собственно произведенными в таких отраслях как машиностроение, приборостроение, медицина, авиация и прочие, где используется технически сложная продукция (по причине того, что на данный момент нет точных критериев отнесения продукции к сложной, инновационной или высокотехнологической, в литературе и в данной работе вышеупомянутые термины упоминаются как синонимы)..

Кроме того, в России активно ведется политика стимулирования инновационной деятельности, одной из задач которых является повышение инновационной активности компаний и ускорение появления новых инновационных продуктов на рынке. Была создана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, позволяющая привести экономику нашей страны на мировой уровень по инновационному лидерству. Также в данном документе были сформулированы основные возможные направления инновационной деятельности.

Так как государство ставит перед собой цель простимулировать инновации, необходимо определить, какими инструментами нужно пользоваться. Одним из таких методов являются государственные закупки. Закупки являются неотъемлемой частью экономики любой страны: они составляют большую часть экономической деятельности Зибзеева Е.В. Управление государственными и муниципальными закупками // Финансовые исследования, 2010. - № 2.. И государственные и корпоративные закупки призваны обеспечивать нужды и потребности организаций для выполнения ими своих задач, функций. Важно создать эффективную систему управления данной сферой.

Фирмы стремятся максимизировать свою прибыль, поэтому конкурируют на рынке, предлагая продукт, обладающий все более новыми характеристиками. Государственный заказчик в данном случае создает площадку для конкуренции в виде закупки, удовлетворяя при этом свои потребности, получая инновации. То есть производитель становится лидером в отрасли, а государство следует намеченной стратегии.

Кроме того, согласно статье 10 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), чиновник, планируя закупочную деятельность, должен отдавать приоритет сложным, высокотехнологическим или инновационным товарам. Вышеуказанное положение говорит о стремлении государства закупать как можно больше инноваций.

Однако регулирование закупок должно сопровождаться хорошо проработанной нормативно-правовой базой, чтобы минимизировать проявление всех возможных рисков (коррупция, неэффективное расходование средств и т.д.). А ввиду отсутствия критериев определения сложной продукции, заказчик рискует столкнуться с неэффективной закупкой.

Суммируя вышесказанное, можно сформулировать составляющие актуальности данной работы:

· Необходимость проведения политики стимулирования инноваций в России;

· Государственные закупки - инструмент повышения появления сложной продукции на рынке;

· Закупка сложной или инновационной продукции обладает рядом особенностей;

Научная новизна данной работы заключается в том, что Законом о контрактной системе были введены новые способы определения поставщика, в частности, двухэтапный конкурс. Считается, что эта процедура увеличит долю сложной продукции на рынке, так как позволяет наиболее эффективно ее закупать. Это обусловлено тем, что заказчик имеет право внести уточнения в конкурсную документацию, по причине сложностей при составлении специфического технического задания.

Однако практика применения двухэтапного конкурса в России невелика, поэтому есть риск того, что заказчик совершит ошибку при выборе способа определения поставщика, то есть совершит нарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Рассматриваемый в данной работе вопрос вызвал научный интерес у ряда исследователей: М.А. Корытцев, И.А. Стрижанов, Т.П. Ослопова, А.А. Еремушкин, М. Форман, Д. Берговец и многие другие. Анализ научной литературы показал, что в условиях периодически меняющегося законодательства в области закупок, статьи ученых практиков теряют свою актуальность, а выбранный для исследований вопрос так и остается нерешенным.

Таким образом, недостаточная освещенность данного вопроса в научной литературе, а также актуальность изучения выбранной области закупочного процесса определили, объект и предмет исследования, его цели и задачи, а также гипотезу.

Объектом моего исследования является сложная продукция и особенности ее закупки. А в качестве предмета выступает практика применения двухэтапного конкурса в России в 2015-2016 гг.

Основная цель работы - оценить результаты применения двухэтапного конкурса как способа определения поставщика сложной продукции в России в 2015-2016 гг.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующий ряд задач:

· Проанализировать научные работы, посвященные вопросу закупки сложной продукции;

· Проанализировать российское и международное законодательство по регулированию сложной продукции;

· Составить определение сложной продукции;

· Проанализировать российский и европейский опыт применения различных видов процедур для закупки сложной продукции;

· Определить особенности закупки сложной продукции путем двухэтапного конкурса;

· Рассмотреть российский опыт применения двухэтапного конкурса в 2015-2016 гг.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ); научные труды по теме исследования; комментарии к федеральным законам; методические рекомендации по осуществлению закупок.

Основные методы исследования: анализ литературы, научных статей, законодательных актов, информации представленной в ЕИС; сопоставление теоретических данных и данных, полученных в ходе рассмотрения практики применения двухэтапного конкурса в России.

Гипотеза исследования заключается в том, что настоящее время государственные заказчики в недостаточной мере используют потенциал двухэтапного конкурса, как способа определения поставщика.

Практическая значимость работы заключается в том, что анализ практики применения двухэтапного конкурса для закупки сложной продукции в России позволит выявить несовершенства данной процедуры, а также недостатки в законодательстве, регулирующее закупочные процедуры. Выводы, полученные в работе, могут использовать специалисты, работающие в сфере закупок.

Структура работы представляет собой: введение, две смысловых части, исследование, заключение и список используемой литературы.

В первой части проводится теоретический анализ термина сложной продукции, составляется полное определение, учитывающее всю его специфику. Кроме того, рассматриваются предпочтительные способы закупки групп товаров, относящихся к сложным, в зарубежном (Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014; Типовой закон ЮНИСИТРАЛ о публичных закупках) и российском законодательстве. По результатам анализа способов закупки, выявляются потенциальные трудности, с которым может столкнуться заказчик, если предметом контракта является высокотехнологическая или сложная продукция.

Вторая смысловая часть работы представляет собой рассмотрение законодательства, регулирующее двухэтапный конкурс в России. Также, на выбранном примере проводится анализ всей закупочной процедуры от момента размещения извещения до этапа заключения контракта, с целью выявления особенностей закупки сложной продукции.

Исследовательская часть нацелена на оценку результатов применения двухэтапного конкурса в России в 2015-2016 гг. Используя данные из Единой информационной системы и определенные показатели закупки, собрав статистическую информацию и структурировав ее, сделаны выводы относительно эффективности и результативности процедуры.

Заключение включает в себя основные выводы, полученные в ходе данного исследования.

Делись добром ;)