Cложная продукция и особенности ее закупки

дипломная работа

1.3 Потенциальные трудности для заказчика при закупке сложной продукции

Как уже было упомянуто, закупки являются неотъемлемой частью экономики любой страны: они составляют большую часть экономической деятельности. Государственные закупки призваны обеспечивать нужды и потребности организаций для выполнения ими своих задач, функций.

Однако регулирование закупок должно сопровождаться хорошо проработанной нормативно-правовой базой, чтобы минимизировать проявление всех возможных рисков (коррупция, неэффективное расходование бюджетных средств и т.д.). Создание механизмов для осуществления эффективных государственных закупок в последнее время становится одной из приоритетных задач.

В России система регламентирования государственных и корпоративных закупок действует относительно недавно, для нашей страны это в новинку, поэтому государство иногда сталкивается с пробелами в законодательстве. Одним из таких пробелов является отсутствие регламентации критериев определения сложной продукции. Заказчик и участники закупочных процедур могут столкнуться с рядом проблем, так как не существует единого стандарта закупки сложной продукции. В связи с этим, необходимо выявить эти проблемы для того, чтобы впоследствии возможно было внести поправки в законодательную базу, усовершенствовать ее.

Первая трудность, с которой сталкиваются участники торгов, следует из определения сложной продукции: заказчик не способен описать однозначные требования к предмету закупки. Зачастую написание технического задания требует наличия у ответственных за документацию специфических знаний (например, в области градостроения или инженерии). Чиновники не в состоянии быть профессионалами во всех сферах, описание требований к закупке стола и аппарата МРТ несоизмеримы по сложности, поэтому требования к закупаемой продукции не соответствую тому, что необходимо. Однако ошибки проявляются лишь после приемки результатов работы: участник выиграл торги, соответствует предъявленным требования, выполнил условия договора, а по факту это оказалось не то, что планировалось. В результате, закупка признана неэффективной, заказчик потерял не только время, но и понес серьезные финансовые убытки.

Следствием первой проблемы является риск заключения контракта с недобросовестным поставщиком: выигрывает тот, чье ценовое предложение ниже остальных, хотя и продукция соответствует техническим требованиям. Кроме того, в условиях неполноты договорных обязательств, возможна ситуация принципала-агента, когда участник закупки становится агентом (так как знает о своих товарах и услугах больше) и сознательно умалчивает об их качестве.

Но бывают ситуации, когда даже недобросовестный поставщик не может предложить свою продукцию ввиду неопределенных условий договора или, ни один поставщик не способен предоставить требуемый товар или услугу. Т. Браун в ранее упомянутой работе утверждает Trevor L. Brown, Matthew Potoski and David M. Van Slyke Journal of Public Administration Research and Theory: J-PART Vol. 20, Supplement 1: The State of Agents: A Special Issue (Jan., 2010), pp. i41-i58, что сложная продукция обладает достаточно высокой вероятностью того, что контракт не будет заключен, и заказчик потеряет время, а иногда и деньги (если организовывает квалификационный отбор).

Для минимизации риска столкновения с недобросовестным поставщиком, в ряде случаев заказчик может организовать предварительный квалификационный отбор. Но перед этим необходимо установить уровень значимости ценовых и неценовых критериев оценки участников закупки. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 регламентирует предельные значения критериев для отдельных групп специфических товаров или услуг, однако в нем нет упоминания о том, как оценивать квалификацию поставщиков сложной, инновационной или высокотехнологической продукции. В документе указываются ряд работ, которые можно отнести к сложным, например, выполнение экспертизы, для которой предел стоимостных критериев - 30%, а нестоимостных -70%. По мнению ряда исследователей в области государственных закупок, такое распределение процентов позволит снизить риск победы неквалифицированного участника. Кроме того, на данный момент существует проект по внесению изменений в это Постановление Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085" (по состоянию на 16.12.2015) (подготовлен Минобрнауки России), согласно которому перечень необходимо дополнить правилом оценки заявок на поставку НИОКР. Предполагается, что максимальная значимость неценовых критериев будет равна 70%. Но изменения пока не приняты, а дополнения по части сложной продукции пока не предполагаются. Это является существенным недостатком действующего законодательства.

Закон о контрактной системе утверждает, что при написании технического задания к предмету закупки, есть право использовать товарные знаки, наименования, но только при условии наличия словосочетания "или эквивалент". Определение сложной продукции предполагает, что такой товар или обладает малым количеством товаров субститутов или не обладает совсем. Как тогда заказчик будет решать спорный вопрос, связанный с обеспечением конкуренции, пока остается неизвестным.

Еще один риск, связанный с закупкой сложной продукции, упомянут в статье Т. Ослоповой Ослопова Татьяна Петровна Проблемы осуществления закупок инновационной продукции в рамках федеральной контрактной системы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25)., которая занималась созданием алгоритма нахождения оптимального способа выбора поставщика. Рассмотрев примеры закупок различных видов товаров и услуг, она выявила ранее упомянутое свойства сложной продукции, которое предполагает в ряде случаев ее сравнительно высокую цену. То есть заказчик в короткий срок тратить большую сумму бюджетных средств, поэтому такая покупка может не попасть под понятие нормирования.

Как известно, квалификационные требования к участникам закупок устанавливаются согласно статье 31 Закона о контрактной системе Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. Таким образом, заказчик не может установить иные дополнительные требования, не прописанные в этих документах. То есть если предмет закупки попадает под действие Постановления и является сложной продукцией, то у государственного заказчика не возникнет проблем с написанием обязательных и дополнительных требований к поставщикам.

Но если заказчик действует в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то при закупке сложной продукции он рискует искусственно ограничить конкуренцию, нарушив тем самым Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (статья 17 часть 1). В корпоративных закупках заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к поставщикам на свое усмотрение в зависимости от предмета закупки. Хотя и заказчик обязан следовать ряду правил при установлении квалификационных требований (например, отсутствие необоснованных требований), но закупка сложной продукции это хорошая возможность для оппортунистического поведения. Положение о закупках определяет, что есть сложная продукция, а документы о закупке сдержат прописанные заказчикам требования к участникам. Такие условия позволяют фирме составить документацию таким образом, что торги выиграет нужный ей участник. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что еще одной проблемой сложной продукции является слишком большая свобода действий заказчика, действующего в соответствии с Законом № 223-ФЗ, при ее закупке.

Исследователь Е. Еремушкин в своей статье выделяет еще один риск, с которым может столкнуться заказчик во время закупки сложной продукции Еремушкин Антон Александрович Меры повышения качества товаров, закупаемых в рамках Федеральной контрактной системы государственного заказа // Вестник ЧелГУ . 2015. №1 (356).. По его мнению, частое вмешательство контролирующих органов в закупочный процесс в сочетании с несовершенством законодательства, могут привести к неблагоприятному исходу для заказчика, а значит, и к неэффективной закупке. Достаточно сильно распространена ситуация, когда недобросовестный поставщик проигрывает торги и подает жалобу в ФАС на то, что требования к товару были завышены. Заказчик ввиду сложности необходимой продукции имеет цель ограничить себя от неквалифицированных поставщиков. Но, как уже было упомянуто, нет однозначных критериев и требований к сложной продукции, поэтому доводы участника действуют, и ФАС предписывает заказчику снизить требования к предмету закупки, провести повторную процедуру. Участник с наименьшей ценой, но худшим качеством выигрывает возможность поставлять свой товар или услугу.

Делись добром ;)