микроэкономика Новикова
Литература
Современная политическая экономия. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2 Т. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Нуреев Р.М. курс микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.
Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.
Содержание
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь
- Микроэкономика
- Содержание
- Глава 1. Введение в микроэкономику 12
- Глава 2. Теория поведения потребителя 27
- Глава 3. Рыночное поведение конкурентных фирм 58
- Глава 4. Чистая монополия 84
- Глава 5. Монополистическая конкуренция 114
- Глава 6. Олигополия 132
- Глава 7. Рынок труда 169
- Глава 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль 208
- Глава 9. Рынок земли 238
- Глава 10. Общее равновесие и общественное благосостояние 255
- Глава 11. Внешние эффекты 284
- Глава 12. Информация, неопределенность и риск в экономике 319
- Глава 13. Общественные блага 354
- Глава 14. Теория общественного выбора 383
- Предисловие
- Глава 1. Введение в микроэкономику
- 1.1. Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепцияэкономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов
- 1.2. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика
- 1.3. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов
- Зависимость между ценой на билеты на дискотеку и числом посетителей
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 2. Теория поведения потребителя
- 2.1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход)
- 2.2. Функция полезности. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия потребителя и их свойства. Предельная норма замещения
- Замещения
- В потреблении
- 2.3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии
- 2.4. Графическая интерпретация равновесия потребителя
- Сдвиги кривой индивидуального спроса
- Для нормального товара
- Для нормального товара
- «Цена – потребления» и кривой спроса
- И кривой спроса для товара Гиффена
- 2.6. Эффект дохода и эффект замещения
- Дохода некачественного товара
- 2.7. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для самопроверки
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
- 3.1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры
- Характерные черты основных моделей рынка
- 3.2. Основные признаки совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма
- 3.3. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции. Принцип максимизации прибыли
- 3.4. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли
- 3.5. Совершенная конкуренция и эффективность
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и упражнения
- Литература
- Глава 4. Чистая монополия
- 4.1. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии
- Основные формы монополистических союзов
- 4.2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста
- Издержки, цена, доходы и количество продукции
- 4.3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония
- 4.4. Чистая монополия и эффективность
- 4.5. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и упражнения
- Литература
- Глава 5. Монополистическая конкуренция
- 5.1. Характеристика рынка монополистической конкуренции
- 5.2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде
- 5.3. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Издержки монополистической конкуренции
- 5.4. Дифференциация и специализация продукции как методыконкурентной стратегии фирм – монополистических конкурентов
- 5.5. Реклама и стимулирование сбыта – факторы завоевания конкурентного преимущества
- Пространственная интерпретация монополистической конкуренции
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 6. Олигополия
- 6.1. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии
- 6.2. Типология моделей олигополии
- 6.3. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса
- 6.4. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии
- Матрица результатов игры «дилемма заключенных»
- Матрица результатов игры дуополистов с доминирующей стратегией снижения цен
- Матрица результатов игры дуополистов с доминирующей стратегией повышения цен
- Матрица результатов игры дуополистов без доминирующей стратегии
- Матрица результатов игры с двумя равновесиями по Нэшу
- 6.5. Олигополия и эффективность
- Равновесные объемы производства и цены при различных структурах рынка
- 6.6. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти
- Концентрация производства по отраслям промышленности
- 6.7. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь
- Предприятия, занимавшие доминирующее положение на рынке Республики Беларусь в 2004 г.
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Тесты и задачи
- Литература
- Глава 7. Рынок труда
- 7.1. Рынки ресурсов
- Расчет дохода от предельного продукта для предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции
- 7.2. Структура рынка ресурсов
- 7.3. Рынок труда: понятие, функции, принципы функционирования
- 7.5. Рынок труда при несовершенной конкуренции
- 7.6. Заработная плата. Формы и системы заработной платы
- 7.7. Особенности рынка труда в Республике Беларусь
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль
- 8.1. Рынок капитала и его структура. Физический и денежный капитал
- 8.2. Рынок ссудного капитала и ссудный процент
- 8.3. Спрос на инвестиции. Дисконтирование и понятие чистой приведенной стоимости
- 8.4. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг
- 8.5. Особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
- 8.6. Предпринимательская способность как фактор производства и экономическая прибыль как разновидность факторного дохода
- 8.7. Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 9. Рынок земли
- 9.1. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы
- 9.2. Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата
- 9.3. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента
- 9.4. Земельные отношения в Республике Беларусь
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 10. Общее равновесие и общественное благосостояние
- 10.1. Частичное и общее экономическое равновесие
- 10.2. Конкурентное равновесие и эффективность
- Взаимовыгодных сделок
- 10.3. Экономическая эффективность и социальная справедливость
- 10.4. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования
- 10.4.1. Рыночная власть
- 10.4.2. Неполная информация
- 10.4.3. Внешние эффекты
- 10.4.4. Общественные блага
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 11. Внешние эффекты
- 11.1. Сущность внешних эффектов
- 11.2. Формы проявления внешних эффектов и их последствия
- 11.3. Интернализация внешних эффектов
- 11.4. Использование теории внешних эффектов в экономической практике
- 11.5. Формирование эколого-экономического механизма природопользования
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 12. Информация, неопределенность и риск в экономике
- 12.1. Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Несовершенная информация на рынках. Неопределенность
- 12.2. Выбор в условиях неопределенности. Поведенческие модели выбора
- 12.3. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Рыночные сигналы и их роль в преодолении информационной асимметрии
- 12.4. Рынок страхования. Моральный риск. Проблемы «принципал-агент», нанимателя и нанятого
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 13. Общественные блага
- 13.1. Сущность общественных благ
- 13.2. Классификация смешанных общественных благ
- 13.3. Особенности спроса на общественные блага
- Специфика формирования совокупного спроса
- 13.4. Производство общественных благ: возможности рынка и государства
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и тесты
- Литература
- Глава 14. Теория общественного выбора
- 14.1. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен
- Профили предпочтений
- 14.3. Группы специальных интересов. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Поиск политической ренты
- 14.4. Политико-экономический цикл
- 14.5. Фиаско государства: проблема эффективности государственного вмешательства в экономику
- Основные выводы
- Основные понятия
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для обсуждения
- Задачи и тесты
- Литература
- Глоссарий