Вопрос 35. Безработица и теории безработицы
В экономической теории существуют различные подходы к объяснению необходимости и возможности существования безработицы. Одно из самых ранних объяснений безработицы дано Т. Мальтусом. Он заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Марксистская теория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы являются абсолютное и относительное обнищание наемных работников.
Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гиддера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и др. За основу взяты положения классической теории А. Смита. Из неоклассической концепции следует, что безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие, ибо цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка труда, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. В настоящее время представители этой школы признают безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного населения.
Основные идеи кейнсианской школы кратко можно свести к следующему:
* платы экономическая система в любом краткосрочном периоде может находиться в состоянии устойчивого равновесия при неполной занятости, что означает возможность существования вынужденной безработицы;
* основные параметры занятости устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке товаров и услуг;
* в основе механизма формирования занятости лежат явления психологического порядка: склонность к потреблению, к сбережению, побуждения к инвестициям, предпочтения ликвидности;
* главный, решающий фактор формирования занятости - инвестиции
* должна быть гибкой политика заработной платы.
Представители монетаристской школы исследовали взаимосвязь безработицы с динамикой реальной заработной платы, инфляции.
Институциональная социологическая школа предложила свое видение проблемы с позиции институциональных проблем, создания служб занятости и других социальных институтов.
- Вопрос 1. История и методология макроэкономики
- Вопрос 2. Общественное воспроизводство и его типы. Экономический кругооборот. Виды активности экономических секторов
- Вопрос 3. Роль и значение макроэкономических показателей. Снс. Национальное богатство. Экономический потенциал.
- Вопрос 4. Внп: определение и способы его расчета ввп, чнп, нд. Внп и непроизводительные сделки.
- Вопрос 5. Дефлятор внп и ипц. Индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера. Методы инфлирования и дефлирования.
- Вопрос 6. Модель общего равновесия л.Вальраса. Недостатки модели.
- Вопрос 20. Формы стоимости товара. Трудовая теория денег.
- Вопрос 23. Предложение денег (Денежная масса). Теория м.Фридмана.
- Вопрос 24. Монетарное правило Фишера. Коэффициент монетизации. Реальные запасы денежных средств. Денежный мультипликатор.
- Вопрос 26. Регулирование налично-денежного обращения. Сеньораж. Таргетирование.
- Вопрос 27. Денежная реформа. Денежная система в России.
- Вопрос 29. Инфляция спроса и инфляция предложения.
- Вопрос 30. Влияние инфляции на потребителя и производителя
- Вопрос 32. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде времени
- Вопрос 33. Трудовые ресурсы (совокупная рабочая сила). Экономически активная часть населения. Факторы макроэкономического рынка труда.
- Вопрос 34. Концепции рынка труда(неклассическая, кейнсианская, монетаристская, институциональная, марксистская). Потоки рынка труда.
- Вопрос 35. Безработица и теории безработицы
- Вопрос 36. Структура и формы безработицы. Объяснение существования безработицы.
- Вопрос 37. Влияние безработицы на общество. Закон Оукена.
- Вопрос 38. Влияние государства на занятость. Безработица в России.
- Вопрос 39. Закон Сэя. Кругооборот доходов, расходов, выпуска.
- Вопрос 40. Функции потребления и сбережения. Автономные и индуцированные данные.
- Вопрос 41. Предельные данные потребления и сбережения. Факторы потребления и сбережений.
- Вопрос 42. Кривая is. Функция и факторы инвестиций. Парадокс бережливости.
- Вопрос 43. Модели инвестиций. Методы изъятий (утечки) и инъекций.
- Вопрос 47. Структура кредитно-банковской системы. Центральный банк и его функции.
- Вопрос 48. Коммерческий банк. Принципы и особенности его деятельности. Операции банка.
- Вопрос 50. Направления кредитно - банковской политики. Экспансия и рестрикция кредитов на листочках!
- Вопрос 51. Общие и селективные инструменты цб. Денежный мультипликатор.
- Вопрос 52. Становление и развитие теории циклов. Экономический цикл и его свойства.
- Экономические циклы характеризуются следующими важными показателями:
- Теория длинных волн экономического цикла Николая Кондратьева
- Вопрос 55. Кейнсианский и неоклассический методы антициклического регулирования.
- Вопрос 56. Основной вопрос теории экономического роста. Показатели экономического роста.
- Вопрос 57. Качественные показатели экономического роста.
- Вопрос 58.Факторы экономического роста. Экономический рост в России.
- Вопрос 59. Основные технологические уклады. Современные технологии. Типы экономического роста на листочках!
- Вопрос 61. Учение Ойкена. Социальная сфера и производство. Закон Энгеля.
- Вопрос 62. Уровень и качество жизни населения и их классификация. Потребительская корзина на листочках!
- Вопрос 65. Принципы справедливого распределения благ (марксистский, эгалитарный, утилитаристский, рыночный) на листочках!
- Вопрос 67. Эволюция теории о государственном регулировании.
- Вопрос 68. Государственное регулирование: сущность, объекты и субъекты. Научное экономическое мышление.
- Вопрос 69. Фиаско рынка. Функции государства в экономике.
- Причины возникновения фиаско рынка
- Вопрос 70. Сущность, направления и методы экономической политики