logo
макроэкзамен 70

Вопрос 35. Безработица и теории безработицы

В экономической теории существуют различные подходы к объяснению необходимости и возможности существования безработицы. Одно из самых ранних объяснений безработицы дано Т. Мальтусом. Он заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Марксистская теория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы являются абсолютное и относительное обнищание наемных работников.

Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гиддера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и др. За основу взяты положения классической теории А. Смита. Из неоклассической концепции следует, что безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие, ибо цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка труда, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. В настоящее время представители этой школы признают безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного населения.

Основные идеи кейнсианской школы кратко можно свести к следующему:

* платы экономическая система в любом краткосрочном периоде может находиться в состоянии устойчивого равновесия при неполной занятости, что означает возможность существования вынужденной безработицы;

* основные параметры занятости устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке товаров и услуг;

* в основе механизма формирования занятости лежат явления психологического порядка: склонность к потреблению, к сбережению, побуждения к инвестициям, предпочтения ликвидности;

* главный, решающий фактор формирования занятости - инвестиции

* должна быть гибкой политика заработной платы.

Представители монетаристской школы исследовали взаимосвязь безработицы с динамикой реальной заработной платы, инфляции.

Институциональная социологическая школа предложила свое видение проблемы с позиции институциональных проблем, создания служб занятости и других социальных институтов.