logo
макроэкзамен 70

Вопрос 6. Модель общего равновесия л.Вальраса. Недостатки модели.

Общее равновесие предполагает установление равновесия в обмене и производстве.

Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия, был французский экономист Леон Вальрас.

Модель является попыткой представить все уравнения, описывающие общее равновесие в хозяйстве, чтобы сравнить число этих уравнений с числом переменных, которые они включают. Если число уравнений будет равно числу переменных, то общее равновесие возможно.

Di = Di(P1,..., Pn-1); (1)

Si = Si(P1,..., Pn-1). (2)

Общее экономическое равновесие означает, что спрос и предложение на каждом рынке равны, т. е. количество блага, выставленное на продажу, равно количеству блага, которое желают приобрести покупатели. Равенство этих количеств обеспечивается благодаря относительной цене блага. Равновесная цена устанавливается в модели Вальраса в ходе так называемого процесса «нащупывания». На рынке действует особое лицо - аукционщик, - которое наблюдает за ходом дел в экономике. Потом участники обмена сообщают аукционщику, какое количество того или иного блага они хотели бы продать или купить при данных ценах. Если при этом спрос не равен предложению (имеется избыток спроса (Di > Si) или избыток предложения (Di < Si), аукционщик назначает новые цены. Причем здесь действует следующее правило: если был избыток спроса, - цена повышается, если избыток предложения, - цена понижается. Обмен состоится только тогда, когда набор относительных цен, объявленный аукционщиком, окажется равновесным.

Количество уравнений здесь равно количеству неизвестных, а потому данная система будет иметь единственное решение, т. е. равновесный набор относительных цен существует и он единствен. Отсюда мы можем вывести так называемый закон Вальраса:

который гласит, что ценность совокупного спроса равна ценности совокупного предложения. Иными словами, сумма избыточного спроса и предложения на всех рынках должна всегда равняться нулю. Следовательно, если n-1 находится в равновесии (т. е. ни на одном из них нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения), то n-й рынок также должен быть в равновесии. Таким образом, закон Вальраса отнюдь не предполагает, что экономика всегда находится в равновесии, т. е. на всех рынках отсутствует избыток спроса или предложения. Просто на уровне всего народного хозяйства все эти избытки в ценностном выражении «взаимопогашаются».

ВСЕ ФОРМУЛЫ ЕСТЬ В БЛОКНОТЕ

Проблемы, которые будут касаться любой модели (и сложной, и простой) общего равновесия.

1. Достаточность. Необходимость равенства числа неизвестных числу уравнений для достижения общего равновесия в хозяйстве не означает достаточность этого условия. Во-первых, если функции нелинейны, то у системы уравнений возможно несколько решений. Это означает существование нескольких точек равновесия (кривые спроса и предложения на отдельных рынках могут пересекаться более чем один раз). Во-вторых, в результате решения этой системы уравнений мы можем получить отрицательные цены и количества для отдельных благ, которые не будут иметь экономического смысла, и общее равновесие при таких абсурдных ценах и количествах будет невозможным.

Первое строгое доказательство существования общего равновесия осуществил в 1930-х гг. немецкий математик и статистик А. Вальд (1902-1950). Впоследствии это доказательство усовершенствовали в 1950-х гг. К. Эрроу и Ж. Дебре. В результате было показано, что существует единственное состояние общего равновесия с неотрицательными ценами и количествами, если выполняются два условия: 1) существует постоянная или убывающая отдача от масштаба; 2) для любого блага существует одно или несколько других благ, находящееся с ним в отношении замещения.

2. Механизм достижения. Для доказательства достижения возможности общего равновесия необходимо определить механизм достижения равновесных цен и объемов на каждом рынке. Сам Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания, которая заключается в следующем.

Сначала необходимо ответить на вопрос, будет ли система двигаться в сторону равновесных цен и объемов. Это доказывается «от противного»: если представить себе, что вначале реализуется некоторый произвольный вектор цен, который не соответствует равновесному, это будет означать излишек на одних рынках и дефицит на других. Это состояние приведет к росту цен на тех рынках, где имеется дефицит, и снижению цен на тех рынках, где наблюдается излишек. Изменение цен будет продолжаться до тех пор, пока не будет «нащупан» равновесный вектор цен.

Вопрос 7. Совокупный и рыночный спрос

Спрос- это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Совокупный (AD) (планируемые совокупные расходы)

рыночный

Совокупный спрос — общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного пе­риода времени при сложившемся уровне цен.

Величина совокупного спроса — это общая сумма покупок (расхо­дов), осуществляемых в стране (скажем, за год) при тех уровнях цен и доходов, которые в ней сложились.

Совокупный спрос подчиняется общим закономерностям формиро­вания спроса, о которых говорилось выше, а потому графически его можно изобразить следующим образом

Структура: потребительский, инвестиционный (предприниматели), государственный спрос и расходы на чистый экспорт.

Факторы

Рыночный спрос — суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми поку­пателями.

Формирование и изменение величин рыночного спроса и рыночного спроса в целом (при прочих неизменных услови­ях) существенно зависят от:

1) численности покупателей;

2) различий в их доходах;

3) соотношения в общей численности покупателей лиц с разными уровнями доходов.

Под влиянием этих факторов спрос может как возрастать или убы­вать (кривая спроса сдвинется вправо-вверх или влево-вниз), так и ме­нять закономерности своего формирования (вид кривой спроса изме­нится).

Основными факторами рыночного спроса являются:

  • доходы потребителей;

  • предпочтения (вкусы) потребителей;

  • цена данного блага;

  • цены товаров-заменителей и дополняющих благ;

  • количество потребителей данного блага;

  • численность населения и его возрастная структура;

  • распределение доходов среди демографических групп населения;

  • внешние условия потребления;

  • реклама;

  • стимулирование сбыта;

  • размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.

Ценовые

неценовые

Эффект процентной ставки (если уровень цен повышается, то увеличиваются процентные ставки; при повышении цен спрос на деньги растет)

Эффект реальных импортных закупок (повышение уровня цен внутри страны – значит население будет покупать импортные товары)

Эффект богатства (реальных кассовых остатков)

Изменение потребительского спроса

Т.е. изменение 1)дохода и финансового состояния дом.хозяйств; 2) ожидания потребителя (не откладывая на черный день); 3) задолженность потребителей; 4) налоги; 5) социальные выплаты; 6) изменение в мировой экономике; 7) изменение вкусов потребителей; 8) изменение числа потребителей.

Инвестиционного спроса

Т.е. а) изменение банк.проц-й ставки; б) ожидание прибыли от инвестиций; в) влияние корпоративных налогов; г) инфляционные ожидания; д)состояние мир.эк.

Гос.расходов (увеличение закупки государства ведет к возрастанию совокупного спроса)

Изменение расходов на чистый объем экспорта

  1. Уровень национ.дохода увеличивается, след-но, увеличивается спрос на товары

  2. Изменение валютного курса (повышение (ревальвация) ведет к уменьшению экспорта и увелич. Импорта)

Различия между совокупным и рыночным спросом:

  1. Рыночный спрос для однопродуктового рынка

  2. Микроэкономические эффекты не имеют значения

  3. В рыночном спросе цены различных товаров и номинальные доходы потребителей остаются постоянными

Вопрос 8. Совокупное предложение (AS)

Показывает уровень наличного реального объема производства, который производители готовы продать по определенной цене за конкретный период времени.

Более высокие уровни цен стимулируют производство доп. Кол-ва товаров и предложения их для продажи, и наоборот. Зависимость между уровнем цен и предложением их – не обратная, как при совокупно спросе, а прямая.

График (вертик., горизонт. и промежуточный отрезок) – есть в блокноте.

Вертикальный отрезок – классический долгосрочный период производства. ВНП постоянный, но уровень цен меняется. Горизонтальный- краткосрочный период производства (реальный объем производства увеличивается, а уровень цен постоянный. Промежуточный- одновременно меняется и то, и другое.

Факторы совокупного предложения

Ценовые

неценовые

  1. Наличие внутренних ресурсов

  2. Цена на импортные ресурсы

  3. Господство государства на рынке

  4. Влияние валютного курса

Изменение в производительности труда;

Изменение правовых норм

Изменение цен на ресурсы

Факторы, ограничивающие рост производства: высокий уровень налогооблажения (47%), недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке (45%), недостаток финансовых средств (42%), неопределенность эконом.обстановки (40%) и т.д.

Вопрос 9. Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS. Эффект храповника.

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и их использованием;

- факторами производства и результатами их использования;

- совокупным производством и совокупным потреблением;

- совокупным предложением и совокупным спросом;

- материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

3 вида равновесия:

  1. На горизонтальном участке (могут быть изменения в действии в результате смещения кривой равновесия)

  2. На промежуточном (изменение уровня цен исключает перепроизводство и недопроизводство)

  3. Вертикальном (ведет к повышению уровня цен, а реальный объем не может выйти за пределы своего уровня) ГРАФИКИ В БЛОКНОТЕ ЕСТЬ

Имеет место эффект храповника, кот. Ведет к смещению кривой AS и основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются, поэтому увеличение совокупного предложения повышает уровень цен.

Это связано с неэластичостью зарплаты. В частности, зарплата обычно не снижается.

10 вопрос. Спор представителей кейнсианского и неоклассического направлений на листочке!

11 вопрос. Безработица и инфляция в модели AD-AS

Темп инфляции и уровень безработицы – два основных показателя макроэкономической нестабильности. Возникает вопрос: существует ли между ними какая-либо взаимосвязь? На первый взгляд такой взаимосвязи не может быть, так как причины естественной безработицы обусловлены особенностями рынка труда, а причины инфляции не в последнюю очередь связаны с деятельностью Центрального банка по контролю над денежной массой. *Циклическая безработица возникает вследствие недостаточного совокупного спроса. *Инфляция спроса возникает вследствие избыточного совокупного спроса. Таким образом, можно предположить, что какая-то связь между безработицей и инфляцией все-таки существует, по крайней мере, с точки зрения краткосрочного анализа.

14 вопрос. Структура бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг. Эффект вытеснения.

Гос.бюджет- форма образования и расходования финансово – денежных ресурсов для обеспеченья функций органов гос.власти.

Структура бюджета

Доходная часть

Расходная часть

  1. Налоги (70-80%)

  2. Продажа гос.займов

  3. Поступления во внебюджетные фонды

  4. Средства из-за рубежа

  5. Продажа гос.предприятий

  6. Продажа гос.ценных бумаг и т.д

  1. Гос.закупки

  2. Потребление

  3. Соц.трансферты(расходы на развитие промышленности, зарплата бюджетным работникам и т.п)

  4. Инвестиции и т.д

Гос.бюджетный дефицит – разница между расходами и собранными налогами за данный период.

Структурный бюджетный дефицит

Циклически бюдж.деф.

Разность м/д гос.расходами и заданным уровнем безработицы

Разница между реально наблюдаемым дефицитом и структурным.

Покрытие дефицита бюджета: 1) эмиссия денег (более эффективный метод), 2)эмиссия ос.ценных бумаг, 3)рост налоговых поступлений.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ — превышение доходной части бюджета над расходной. +В БЛОКНОТЕ ФОРМУЛЫ.

Государственный долг – накопление заемных средств. Подразделяется на внутренний (субъектам данной страны) и внешний. Моральный долг – потеря сбережений во время инфляции (пример 1990-е г)

Антистимулы гос.долга

  1. Процентные выплаты по гос.долгу часто финансируются из суммы новых налоговых поступлений

  2. Наличие спирали гос.долга (большой бюджетный дефицит порождает еще больший гос.долг.

  3. Гос.долг вызывает «ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ» - неблагоприятные воздействия фискальной политики на частные инвестиции (пример: дефицит финансируется путем займов у дом.хозяйств)

Вопрос 18. Финансы предприятия и финансы населения.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Являясь звеном финансовой системы на уровне отдельной семьи, они представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйства не являются приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из накопительной пенсионной системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ, с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сфер.

Финансы населения имеют важное и всевозрастающее значение:

· для обеспечения социальной стабильности общества;

· для формирования классовой структуры общества;

· как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц);

· как источник инвестиций в развитие экономики страны;

· как источник финансирования внутреннего долга правительства;

· для формирования страхового фонда страховщиков и др.

Финансы населения наименее регламентированы по сравнению с финансами хозяйствующих субъектов или органов власти.

Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятий и их распределение и использования.

Финансы предприятий возникает в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Одной из задач в области финансов предприятия является нахождение оптимального соотношения между доходностью бизнеса и финансовыми рисками.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении денежных средств с целью получения дополнительного дохода. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы: