Лабораторная работа № 4: расчет технико-экономических показателей предприятия Справочный материал
Хозяйственная деятельность предприятия характеризуется определенной системой технико –экономических показателей. Все технико – экономические показатели тесно взаимосвязаны между собой, а каждый из них характеризует определенную сторону деятельности предприятия или отдельного подразделения.
В состав основных технико –экономических показателей входят:
1. объем производства и реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении;
2. общий фонд заработной платы;
3. текущие издержки производства (себестоимость) на единицу продукции и годовой объем производства;
4. валовая и чистая прибыль;
5. отчисления в бюджет;
6. рентабельность производства и продукции;
7. уровень конкурентоспособности производства и продукции;
8. показатели, отражающие потребность в сырье, материалах, оборудовании и единовременных затратах (капитальных вложениях или инвестициях).
Натуральные показатели отражают количественную оценку выпускаемой продукции и рассчитываются в штуках, тоннах, метрах, литрах и т.п. Они используются при планировании работ для производственных подразделений предприятия.
Стоимостные показатели характеризуют объем производства и реализации готовой продукции и услуг в стоимостном выражении, а также текущие затраты на производство и реализацию продукции.
Объем производства оценивается по следующим показателям:
валовая продукция – денежное выражение суммарного объема продукции, произведенной за определенный период (месяц, квартал, год).
товарная продукция – денежное выражение суммарного объема произведенной продукции за исключением стоимости остатков незавершенного производства, полуфабрикатов, специальных инструментов и приспособлений собственного производства.
Показатели использования средств производства включают оценку использования зданий и сооружений, машин, оборудования и других орудий труда (ОПФ), сырья, материалов, энергоресурсов и других предметов труда (оборотных фондов).
Основные технико-экономические показатели:
Рентабельность продукции — это соотношение между прибылью от продажи продукции и её себестоимостью (полным издержкам) ее обращения и производства. Рентабельность продукции показывает результаты текущих затрат.
Фондоотдача – выпуск продукции, приходящийся на 1 руб. среднегодовой стоимости ОПФ. Этот показатель необходим для оценки использования основного капитала.
Фондоемкость – среднегодовая стоимость ОПФ, приходящихся на 1 руб. произведенной продукции. Данный показатель используется для определения перспективной потребности в ОПФ.
Фондовооруженность - экономический показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства основными производственными фондами (средствами). Определяется как отношение стоимости основных средств предприятия (в сопоставимых ценах) к средней годовой списочной численности работников (рабочих).
Материалоотдача - характеризует выход продукции на 1 руб. материальных затрат, т.е. количество продукции, произведенной с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.
Материалоемкость - показатель, обратный материалоотдаче, характеризующий величину материальных затрат, приходящихся на 1 руб. произведенной продукции
Выработка товарной и валовой продукции на одного рабочего и работающего.
Трудоемкость – затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции или единицы работ.
Станкоемкость – время обработки изделия на станке в соответствии с технологическими условиями.
Прибыль (расчетная) – финансовый результат деятельности предприятия, определяемый как разница между ценой предприятия (расчетной) и полной себестоимостью.
Цена предприятия (расчетная) - цена производителя продукции, рассчитанная в соответствии с рыночной ценой продажи.
Цена предприятия (установленная) – цена производителя продукции, определяемая как сумма полной себестоимости и прибыли, установленной предпринимателем в целях ускорения товарооборота.
Цена продажи – денежное выражение стоимости товара, определяемое как сумма установленной предпринимателем цены предприятия и налога на добавленную стоимость.
Цена продажи рыночная – денежное выражение стоимости товара, сложившееся в результате конкуренции на рынке продажи товаров и услуг.
Себестоимость продукции – текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Спрос – экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.
Предложение – номенклатура продукции, представленная на рынке товаров для реализации по установленной или договорной цене.
Конкурентноспособность продукции – совокупность технико – экономических показателей, способных более эффективно удовлетворять потребности покупателей, чем аналогичная продукция
Конкурентоспособность производства – оценка технико-экономических возможностей производства для обеспечения согласованности интересов производителя и покупателя.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Лабораторная работа № 1: Вычисление амортизации в среде ms Excel Справочный материал и задания для тренинга
- Метод фиксированного уменьшения остатка
- Расчет амортизации для любого выбранного периода
- Задания для лабораторной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Лабораторная работа № 2: Финансовые вычисления в среде ms Excel Справочный материал и задания для тренинга
- Расчет продолжительности платежей
- Задания для лабораторной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Что такое финансовая рента?
- Лабораторная работа № 3. Оценка эффективности инвестиционных проектов в среде ms Excel Справочный материал
- Задания для тренинга
- Задания для лабораторной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Сущность дисконтирования.
- Лабораторная работа № 4: расчет технико-экономических показателей предприятия Справочный материал
- Задания для лабораторной работы
- 1. Предложение №1
- 2. Предложение №2
- 3. Предложение №3
- 4. Результаты предложения
- Оценка конкурентоспособности продукции по цене продажи (после выполнения предложения №___)
- Сводные технико-экономические показатели предприятия
- 5. Исходные данные для расчета по предложениям
- Вопросы для самоконтроля
- Лабораторная работа № 5: Элементы dm-технологий в среде ms Excel Справочный материал
- Задания для тренинга
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы