15.Административно-командная экономика как экономическая система.
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.
Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2.Меркантилизм как первая школа экономической науки
- 3.Классическая школа экономической науки.
- 4.Неоклассическое направление экономической науки 70-гг.-
- 5.Кейнсианство и его роль в развитии экономической науки.
- 6.Неоклассический синтез п. Самуэльсона
- 7.Институционализма как направление экономической науки.
- 8. Предмет и функции экономической теории.
- 9.Методы экономической теории
- Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:
- Ошибки научного анализа
- 10. Общественное разделение труда как основы экономической деятельности.
- 1.2 Общественное разделение труда и формы его проявления
- 11.Воспроизводство и его стадии.
- 12. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экстенсивный рост
- Интенсивный тип роста производства
- 13.Традиционная экономика как экономическая система
- 14. Чистый капитализм как экономическая система.
- 15.Административно-командная экономика как экономическая система.
- 16. Смешанная экономика экономическая система. Модели смешанной экономики.
- 17. Труд и земля как экономические ресурсы.
- 18.Капитал как экономический ресурс. Деление капитала на основной и оборотный.
- 19.Физический и моральный износ элементов основного капитала. Амортизация
- 20.Предпринимательская способность как экономический ресурс.
- 21. Кривая производственных возможностей.
- 22. Закон убывающей отдачи (доходности).
- 23.Эффект масштаба. Эффект обучения.