17. Совокупный спрос
В макроэкономике под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.
В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в составе совокупного спроса выделяют следующие основные элементы:
– потребительские расходы домохозяйств (С);
– инвестиционные расходы частного сектора (/);
– государственные закупки (б);
– чистый экспорт (NX).
В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных расходов.
Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т. е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этого показателя в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50 %, а в США – около 67 %.
Под инвестиционными расходами понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Приобретение домов и квартир тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15–20 % ВНП страны.
Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг. Он включает расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг(например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30 % национального дохода страны.
Чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей).
Существует еще три основных эффекта, способных повлиять на изменение величины совокупного спроса:
– эффект процентной ставки. При повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки, что в свою очередь снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, недвижимости и других товаров;
– эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход (облигации, вклады). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках;
– эффект импортных закупок. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, и снизится величина экспорта. В результате произойдет сокращение чистого экспорта, и следовательно, общей величины совокупного спроса.
- Андрей Викторович Приходько Шпаргалка по макроэкономике
- 1. Макроэкономика – особый раздел экономической теории
- 2. Методы макроэкономического анализа
- 3. Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства
- 4. Равновесное функционирование национальной экономики
- 5. Общественный продукт: сущность, показатели измерения
- 6. Методы расчета внп
- 7. Система национального счетоводства
- 8. Методы расчета ввп
- 9. Национальное богатство
- 10. Национальный доход, его распределение и перераспределение
- 11. Фонд накопления и фонд потребления
- 12. Государство и его роль в регулировании национальной экономики
- 13. Структуризация национальной экономики. Структурные сдвиги
- 14. Межотраслевой баланс
- 15. Эволюция отраслевой структуры в современной российской экономике
- 16. Рынок товаров и услуг в системе национальных рынков
- 17. Совокупный спрос
- 18. Потребление и сбережение
- 19. Функциональное назначение инвестиции
- 20. Совокупное предложение
- 21. Макроэкономическое равновесие
- 22. Сущность, цели, основные характеристики экономического роста
- 23. Факторы и типы экономического роста
- 24. Равновесие и экономический рост
- 25. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики
- 26. Стадии экономического цикла
- 27. Классификация и периодичность кризисов
- 28. Особенности в подходах к проблеме циклов
- 29. Концепции занятости населения
- 30. Рынок труда. Равновесие на рынке труда
- 31. Безработица и ее виды
- 32. Экономические и социальные издержки безработицы
- 33. Закон оукена
- 34. Методы преодоления безработицы
- 35. Структура денежной массы и ее измерение
- 36. Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег
- 37. Деньги и их функции
- 38. Эволюция и виды денег
- 39. Современная кредитно-денежная система
- 40. Банковская система, ее структура и функции
- 41. Создание денег банковской системой
- 42. Денежно-кредитная политика
- 43. Денежные реформы
- 44. Кредит и его основные формы
- 45. Понятие и сущность инфляции
- 46. Виды инфляции
- 47. Функции инфляции
- 48. Последствия инфляции
- 49. Взаимосвязь инфляции и безработицы
- 50. Стагфляция
- 51. Антиинфляционное регулирование экономики
- 52. Понятие финансов
- 53. Функции финансов
- 54. Финансовая система и ее элементы
- 55. Государственный бюджет
- 56. Местные бюджеты
- 57. Налоги и налоговая система
- 58. Кривая лаффера
- 59. Государственный долг
- 60. Виды доходов населения
- 61. Источники доходов населения
- 62. Номинальные и реальные доходы
- 63. Распределение личных доходов и социальная структура общества
- 64. Причины дифференциации доходов
- 65. Уровень жизни и бедность
- 66. Показатели уровня жизни населения
- 67. Государственное регулирование распределения доходов
- 68. Система социальной защиты
- 69. Государственное регулирование экономики
- 70. Типы государственного регулирования экономики
- 71. Методы государственного воздействия на экономику
- 72. Общегосударственное планирование
- 73. Основные черты мирового хозяйства
- 74. Этапы становления мирового хозяйства
- 75. Динамика интернационализации экономических процессов
- 76. Глобальные проблемы мирового хозяйства
- 77. Международная региональная экономическая интеграция
- 78. Структура мировой торговли
- 79. Виды мировой торговли
- 80. Торговый баланс
- 81. Формы и тенденции международных экономических отношений
- 82. Свободные экономические зоны, их типы
- 83. Сущность валютных отношений
- 84. Субъекты валютных отношений
- 85. Международное движение капитала
- 86. Платежный баланс
- 87. Валютный курс
- 88. Методы поддержания валютного курса
- 89. Конвертируемость валюты
- 90. Международная валютная система