Теория соцработы. Гусарова Марина Евгеньевна
Методологические основы теории соцработы.
Теория соцработы как наука и учебная дисциплина
Категории, закономерности, принципы, функции науки
Институционализация соцработы
В науке важную роль играет методология как сис-ма принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой сис-ме. Характеристика теории соцработы как научной сис-мы знаний зависит от ее структуры. Методологический анализ в науке предполагает выделение или определение структуры науки, которая включает в себя различные по составу, природе и содержанию компоненты, способы взаимосвязи между которыми придают этой структуре целостность, организованность и упорядоченность.
Это определенным образом организованная целостность.
Теория СР характ-ся наличием в ней всех структурных элементов, кот. Свидетельствуют о сформированности ее как науки.
А) объект и предмет исследования
Б) понятийно-категориальный аппарат
В) закономерности предмета исследования
Г) принципы и методы организации исследования
Предмет – теоретическое отображение, выражающееся в формулировке закономерностей предмета исследования. Конкретные соцпроцессы, порождаемые межличностными отношениями и связанные с деятельностью клиентов, попавших в СЖС, нуждающихся в помощи, а также способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов соцработы.
Объект - это часть объективной реальности, которую изучает данная наука. Выступают общественные отношения или практика как объективная реальность, существующая в процессе помощи клиенту в его различных субъективных модификациях.
Теория соцработы – это наука о закономерностях, принципах функционирования и развития конкретных соцпроцессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите прав и свобод личности в обществе. Теория соцработы как наука состоит из двух разделов:
Теоретико-методологический (фундаментальный) методология, функции
Прикладной (основные принципы соцработы)
Теория соцработы как наука определяется и как учебная дисциплина. Задачей первой состоит в познании недостаточно исследованного предметного пространства. В то время как задача второй – донести уже добытое наукой знание до учащихся. Т.о. теория соцработы как учебная дисциплина – это систематизированное изложение с учебными целями основ теории соцработы, применительно к профилю учебного заведения.
2.
Важнейшим компонентом любого научного знания является понятийный аппарат, как совокупность категорий, понятий и терминов, позволяющих в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними.
Понятийный аппарат образует структуру теории СР, включая определение ее сущности, объекта, предмета и функций. Наиболее важные ключевые понятия, составляющие основу науки – категории. Классификация понятий и категорий.
По структуре теории:
-понятия, отражающие сущностный аспект (закономерности, принципы, функции)
-понятия, отражающие технологический аспект (формы СР, методы, средства)
-понятия, характеризующие качественно состояние (системность, эффективность, комплексность)
2) по уровню обобщения:
-общие понятия, используемые и другими науками (личность, социализация, соц отношения)
-категории, используемые в теории соцработы, но применяемые и в других науках (соц гарантии, соцзащита, соцреабилитация)
-специфические категории (соц индивидуальная работа, соц функциональная работа, соц групповая работа)
3) по содержанию
-понятия, отражающие специфику организации соцработы в различных сферах соцпрактики. (СР в сфере образования – это..)
-понятия, отражающие различные аспекты организации соцработы
Другим наиболее важным компонентом теории СР как науки являются закономерности. Они выражают прочные повторяющиеся объективно-обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в соцработе. Здесь проявляются некоторые особенности, заключающиеся в несоответствии закономерностей, присущих реальной практике закономерностям, провозглашенным наукой. Эт несоответствие объясняется двумя обстоятельствами: неполнотой наших знаний, которые в каждый данный момент не до конца вскрывают сущность тех или иных явлений. Закономерности в СР проявляются в комплексе, во взаимосвязи различных сторон. Поэтому применяя метод научной абстракции, необходимо приближать систему закономерностей к более точному отображению объективной реальности. Несмотря на объективную сложность, можно выделить следущие закономерности: 1. Взаимосвязь соцпроцессов в обществе, соцполитики, и СР.
2.обусловленность содержания форм и методов соцработы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных субъектов.
3. решение соцпроблем через личностные потребности и интересы клиента.
4. зависимость результативности СР от профессионализма, нравственных качеств специалиста, а также возможностей соцсистемы государства и общества.
Важным структурным элементом теории СР являются принципы, т.е. основные исходные положения, определяющие правила теоретической и практической деятельности. В принципах находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие этой деятельности. Основой классификации принципов является наличие теоретических парадигм соцработы.
Общие принципы. Существуют независимо от формы проявления практики и субъектности клиента, универсальны и характерны для всех теоретических школ СР.
-принцип активизации. В его основе – идея о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта помощи.
-принцип «среда – личность». Выступает в качестве обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития.
-принцип «личность – среда». Личность изменяет среду.
-принцип «здесь и теперь» он отражает общую установку на процесс взаимодействия и познания клиента, где актуализируются мысли, чувства и события, имеющие место непосредственно в данное время.
-принцип «там и тогда» актуализируется прошлый опыт и прошлые ЖС клиента.
-принцип «я и другие» учет взаимодействия клиента с другими людьми.
2) концептуальные принципы. Они связаны с базовыми феноменами и концепциями и отражают связи и отношения определенного научного направления, школы.
Взаимосвязь ситуации и персонального развития – ситуативная теория.
Принцип ролевой дополнительности – ролевая теория.
Принцип экологической дополнительности. – экологическая системная теория.
3.Операционные принципы. Раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в опред. Профес. Культуре и стоятся на основе индивидуального опыта соцработника.
Клиент – всему начало. Начало контакта с клиентом – начало лечения. Продвижение вместе с клиентом
4.Этические принципы.
Метод – это способ рационального исследования преобразования действительности и пути достижения цели. Классификация методов: