13.Эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА — спрос, при котором процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение количества покупаемого товара, что общий доход производителя, продавца товара остается неизменным, или, с другой стороны, такое сокращение количества покупаемого товара в ответ на увеличение цены, что доход не изменяется.
Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность— относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.
, где Q - спрос(количество); P - цена.
Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена.
Встречается так же упрощённый расчёт:
К факторам, влияющим на эластичность спроса, относятся следующие:
1. Наличие заменителей. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на любой сорт кофе эластичен, потому что другие сорта являются близкими заменителями. При отсутствии у товара близких заменителей спрос на него будет неэластичным. Например, общий спрос на бензин неэластичен, потому что у него нет близких заменителей.
2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Если общие затраты (в неделю или в месяц) на товар или услугу составляют малую часть дохода домохозяйства, то спрос на них будет неэластичным. Например, увеличение цены коробки спичек на одну копейку считается небольшим. На самом деле в процентном отношении это довольно большое увеличение. Но на величину спроса оно окажет очень незначительное влияние. Поэтому спрос на спички неэластичен; то же самое можно сказать о столовой соли, шнурках для ботинок и заколках для волос.
10%-ный рост цен на карандаши вызовет минимальную реакцию на покупку данной продукции. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляющие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.
3. Спрос на предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия признаны в качестве предметов первой необходимости: без них мы «не протянем». Повышение цен на эти продукты не приведет к существенному сокращению их потребления. Но если цены на коньяк и изумруды поднимутся, то их можно не покупать, и большинство людей не столкнется с большими неудобствами.
Проблема заключается в том, какой смысл люди вкладывают в понятие «предметы первой необходимости». Какие именно товары они относят к этой категории, зависит от их жизненного уровня. Например, в большинстве развитых стран бытовые электроприборы (электрические утюги, стиральные машины и холодильники) считаются предметами первой необходимости.
4. Привычные товары. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители – люди привычки. У людей вырабатывается привычка, например, к определенным сортам алкогольных напитков или табака. В этом случае спрос будет неэластичным, потому что для таких людей эти товары не имеют заменителей.
5. Период времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Если цена на продукт растет, то требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь «появился вкус». Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Возникновение и развитие экономической теории
- 2. Предмет экономической теории и ее функции. Микро- и макроэкономика.
- 3. Методы экономического анализа:
- 4.Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов.
- 5. Границы производственных возможностей. Кривая производственных возможностей.
- 6.Собственность как экономическая категория. Виды собственности.
- 7. Рынок и причины его возникновения. Функции рынка.
- 8.Сущность рыночного механизма.
- 9.Конкуренция и ее виды.
- 10. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса.
- 11.Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения.
- 12. Формирование рыночной цены: рыночное равновесие.
- 13.Эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
- 14.Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.
- 15. Издержки производства. Бухгалтерские и экономические.
- 16.Эффект дохода и эффект замещения.
- Нахождения эффекта дохода
- 17.Понятие рыночной структуры. Основные признаки совершенной конкуренции. Рыночная Структура
- 18. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- 19. Прибыль как экономическая категория. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 20. Организационные формы предпринимательской деятельности.
- 21. Общие принципы поведения фирмы на рынке. Основные факторы производства: труд, земля, капитал.
- 22.Монополия и монопсония. Виды монополий.
- 23. Олигополия и ее признаки. Основные модели олигополии.
- 24. Особенности спроса на экономические ресурсы.
- 25. Труд как фактор производства. Особенности рынка труда.
- 26. Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал.
- 27. Земля как фактор производства. Дифференциальная, экономическая рента.
- 28. Макроэкономика: предмет, цели.
- 29. Система национальных счетов и ее роль в рыночной экономике.
- 30. Валовой национальный доход (внд) и валовой внутренний продукт(ввп). Методы расчета. Дефлятор ввп.
- 31.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 32.Экономическая модель кругооборота доходов и расходов.
- 33.Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
- 34. Классификация экономических циклов. Теория длинных волн Кондратьева.
- 35.Государственный бюджет. Основные статьи доходов и расходов .
- 36.Бюджетный дефицит и профицит. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Государственный долг.
- 37. Возникновение и сущность денег. Функции денег.
- 38. Денежная масса и денежные агрегаты. Спрос и предложение на рынке денег.
- 39. Закон денежного обращения. Кредитно-денежная политика государства.
- 40. Кредит: его сущность и принципы.
- 41. Виды кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
- 42.Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
- 43. Банки и банковские операции.
- 44. Налоги: сущность, функции и виды.
- 45. Кривая лаффера. Фискальная политика государства.
- 46.Инфляция, ее сущность и причины.
- 47. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика.
- 48. Доходы и социальная защищенность населения в условиях рынка.
- 49. Безработица: виды, уровень, меры, борьбы. Закон Оукена.
- 50. Экономический рост: модели и типы.
- 51. Мировая экономика. Международная экономическая интеграция.
- 52.Роль международного разделения труда и его типы.
- 53. Мировой рынок и его развитие. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ.
- Теория Абсолютных Преимуществ
- 54. Понятие валюты и валютного курса. Международная валютная система и ее развитие.
- Различают следующие виды валютного курса: