logo
Экономическая теория по Косовой Ч-2

И в России

a

осударство в целях поддержания социальной стабильности и стимулирования экономического роста проводит политику регулирования доходов и потребления. Отношение к этому направлению социальной политики неоднозначно, сторонники смягчения неравенства считают, что всем членам общества необходимо обеспечить определенный уровень жизни. Противники, наоборот, полагают, что политика выравнивания

доходов и потребления ослабляет стимулы к предпринимательскому риску, к увеличению доходов и сбережений.

К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства.

Минимальные государственные социальные стандарты можно определить как государственные услуги, предоставление которых гражданам гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне. К минимальным государственным социальным стандартам относятся минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум (черта бедности), минимальная часовая ставка заработной платы или минимальный размер оплаты труда.

Минимальная потребительская корзина в развитых странах представляет собой минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих скромное, но достаточно приличное существование семьи. Минимальный прожиточный минимум (ПМ) – это стоимостная оценка минимальной потребительской корзины. ПМ используется для определения черты бедности. Его величина зависит от уровня экономического развития страны, сложившегося уровня потребления товаров и услуг, традиций. Так, признанная Международной Организацией Труда (МОТ) черта бедности в 2001 г. составила на одного человека 80 долл. в месяц, в США она составляет на семью из четырех человек 18,4 тыс. долл. в год.

Установление минимальной часовой ставки оплаты труда или минимального размера оплаты труда (МРОТ) призваны обеспечить минимальные гарантии восстановления рабочей силы. В развитых странах минимум заработной платы превышает минимальный прожиточный минимум не менее чем на 10 - 15% и составляет 40 - 50% от средней заработной платы.

Индексация доходов представляет собой прирост зарплаты и социальных трансфертов в зависимости от темпов инфляции для поддержания покупательной способности получаемых доходов. В 1970-е годы профсоюзы в высокоразвитых странах добились индексации доходов, в т.ч. прироста номинальной заработной платы в соответствии с ростом уровня цен. В 1980-е годы от индексации в трудовых соглашениях отказались, так как рост зарплаты увеличивает издержки производства и, предприниматели, стремясь противостоять снижению своих прибылей, повышают цены, что приводит к новому витку инфляции. Государство для усиления трудовой мотивации и развития социального партнерства в сфере труда стало стимулировать распределение акций среди наемных работников за счет части прибыли фирмы.

Используя прогрессивное налогообложение (см. тему 13, п. 2), государство осуществляет перераспределение доходов с целью смягчения неравенства доходов. Так, например, ставка прогрессивного подоходного налога в Швеции колеблется в пределах ″вилки″ 16 – 65 %, в Канаде – 14,4 – 51,3 %, в США – 15 – 50 %.

Социальные программы нацелены на решение определенных проблем (например, программа ИСОП – на установление социального партнерства в сфере трудовых отношений с целью роста эффективности производства). В большинстве высокоразвитых стран действуют программы социального страхования и программы государственной помощи. Первые финансируются за счет специальных налогов на заработки наемных рабочих и доходы работодателей, а вторые – за счет части общих налоговых поступлений.

Под социальным партнерством понимается согласование действий в сфере трудовых отношений государства, работодателей и профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Например, государство регулирует межотраслевую дифференциацию оплату труда, рекомендуя работодателям устанавливать устойчивое соотношение межу различными секторами экономики (1,5 – 2 раза), или участвует в этом направлении регулирования совместно с профсоюзами и объединениями работодателей.

В России в 1990-е годы сложилась система государственного регулирования доходов и потребления по форме во многом схожая с той, которая используется в высокоразвитых странах, но по содержанию не ориентированная на поддержание экономической и социальной стабильности, на стимулирование экономического роста.

Так, минимальная потребительская корзина и прожиточный минимум (минимальный) были установлены на уровне физического выживания человека. При этом следует иметь в виду, что в России официальные оценки величины ПМ составляли 4,9 – 12,4 % величины его независимой экспертной оценки, а МРОТ в этот период колебался в пределах 10 – 39 % от официального ПМ. Отметим, что в Трудовом кодексе РФ (2001 г.) введена норма, согласно которой МРОТ не должен быть ниже ПМ.

Уровень заработной платы в бюджетном секторе на 30 - 40 % ниже среднего по стране, тогда как в высокоразвитых странах заработная плата в бюджетной сфере примерно равна уровню заработной платы в рыночном секторе.

Механизм индексации не эффективен, так как со значительным запаздыванием индексируется только МРОТ и оплата труда в бюджетной сфере.

Неэффективна система налогообложения. Однако следует отметить, что введение с 2001 г. пропорционального подоходного налога увеличивает реальную оплату труда работникам, получающим заработную плату на уровне средней и выше и стимулирует, тем самым зарабатывать больше.

Система социального партнерства в условиях слабости профсоюзов, низкой оплаты труда подавляющей части работников в сочетании со значительными размерами задолженности по зарплате и теневой оплатой не может реализоваться. Последствиями такой политики стали падение уровня жизни подавляющей части домохозяйств, рост бедности и малообеспеченности, качественное ухудшение человеческого потенциала страны на фоне устойчивого сокращения численности населения.