logo
статистика - Васнев С

Статистика материальных оборотных фондов

Помимо основных фондов для успешного функционирования процесса производства необходимы и материальные оборотные фонды, которые целиком потребляются в одном производственном цикле, вещественно входят в продукт и полностью переносят на него свою стоимость.

Материальные оборотные фонды являются наиболее мобильным и постоянно возобновляемым элементом национального богатства.

В состав материальных оборотных фондов включают сырье, основные и вспомогательные материалы, незавершенное производство в отраслях с длительным циклом (строительные объекты, тяжелая промышленность, сельское хозяйство, производство кинофильмов и т.д.), готовую продукцию, товары для перепродажи, государственные материальные резервы (средства производства и предметы потребления, предназначенные для использования в чрезвычайных обстоятельствах), производственные запасы (топливо, горючее, тара, запасные части для ремонта и т.д.). Одна из главных функций оборотных средств - обеспечение производственного процесса. Поэтому важнейшей является характеристика наличия материальных оборотных фондов, учет запасов которых ведется в натуральном и денежном выражении по состоянию на определенную дату и в среднем за истекший отчетный период.

В статистическом анализе используется показатель обеспеченности производственными запасами, который рассчитывается в днях обеспеченности До как отношение величины фактических производственных запасов на определенную дату Зф к среднесуточной потребности в данном виде запасов Зс :

(14.12)

Например, известно, что запасов сырья на начало месяца имеется 1000 т, а среднесуточный расход этого сырья за истекший период составляет 50 т. Используя вышеприведенную формулу, рассчитаем на сколько дней предприятие обеспечено сырьем:

До = 1000 : 50 = 20 [дней].

Изменение запасов в течение данного периода характеризуется показателями их пополнения и выбытия, разница между которыми отражает или прирост, или сокращение запасов оборотных фондов.

На предприятиях в целях оперативного управления рассчитывают средний остаток оборотных фондов за данный месяц как полусумму остатков на начало и конец этого месяца по формуле

(14.13)

Ряд показателей характеризует процесс использования материальных оборотных средств. К ним относятся: коэффициент оборачиваемости оборотных фондов, коэффициент закрепления оборотных фондов, показатель средней продолжительности одного оборота в днях, показатель суммы средств, высвобождаемых из оборота вследствие ускорения оборачиваемости оборотных фондов. К этой же группе относятся показатели, характеризующие материалоемкость продукции, расход важнейших видов материальных ресурсов, удельный расход конкретного вида сырья или материалов.

Коэффициент оборачиваемости Коб характеризует скорость оборота оборотных средств (число оборотов стоимости оборотных средств, равной их среднему остатку за данный период времени) и представляет собой отношение стоимости реализованной продукции (выручки) Рв к среднему остатку оборотных фондов за тот же период (по экономическому содержанию аналогичен коэффициенту фондоотдачи):

(14.14)

Коэффициент закрепления оборотных фондов Кзк - величина, обратная коэффициенту оборачиваемости (отражает объем материальных оборотных средств на каждый рубль реализованной продукции). Он исчисляется в стоимостном выражении (руб.) (по экономическому содержанию аналогичен коэффициенту фондоемкости):

(14.15)

Показатель средней продолжительности одного оборота в днях Аоб показывает время (количество дней), в течение которого совершается один полный оборот материальных оборотных средств (удобен для сравнения скорости обращения оборотных средств за периоды разной продолжительности). Он рассчитывается как отношение продолжительности Д периода, за который определяется показатель (число календарных дней), к коэффициенту оборачиваемости Коб :

(14.16)

Показатель суммы средств, высвобожденных из оборота в результате ускорения оборачиваемости материальных оборотных фондов (Свыс ) определяется как разность условного значения среднего остатка оборотных фондов , которые необходимы для получения фактического объема выручки от реализации и фактического среднего остатка оборотных фондов:

(14.17)

Эффективность использования оборотных фондов оценивается показателем материалоемкости продукции (МП), который рассчитывается как отношение стоимости текущих материальных затрат без амортизации МЗтек к стоимости произведенной продукции Pп :

(14.18)

Показатели расхода видов материальных ресурсов используются при расчете металлоемкости, энергоемкости, топливоемкости (например, ВВП). Данные показатели исчисляются в натуральном выражении в расчете на единицу продукции (на 1 руб., на 1 тыс. руб. и т.д.).

При характеристике использования материальных оборотных фондов очень широко используются показатели удельного расхода конкретного вида материалов, сырья, топлива и других видов оборотных средств на единицу продукции или услуг (индексы выражаются в процентах). Показатели уровня удельного расхода определяются как отношение общего их расхода в натуральном выражении на количество выпущенной продукции или услуг (также выраженных в натуральном виде).

Статистика бюджета и бюджетной системы. Cтатистика налогообложения

Основные показатели статистики бюджета

Важнейшим средством государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений является государственный бюджет, который определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.

Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;

2) размер дефицита или профицита;

3) источники финансирования бюджетного дефицита;

4) размеры государственного внутреннего долга.

В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются:

Доходы - это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.

Одним из видов доходов могут быть официальные трансферты, под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию «доходы», чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией «расходы» как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.

Дефицит государственного бюджета ДФ исчисляется как сумма доходов Д и полученных трансфертов Т за вычетом суммы расходов Р и чистого кредитования Кч:

(16.1)

Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).

Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит. Если в первой половине 90-х годов преимущественным источником был неинфляционный внешний (иностранные заимствования и операции с ценными бумагами), то во второй половине 90-х годов государство покрывало бюджетный дефицит за счет внутреннего и внешнего источников в равных долях.

В настоящее время бюджетная политика Российского государства основывается на системе международных бюджетных классификаций, что позволило не только упорядочить статистическую информацию о государственном бюджете, но и осуществлять бюджетную деятельность государства в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.

Международная система показателей государственного бюджета включает четыре основных раздела.

 

Раздел 1. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов

А. Общие доходы и полученные официальные трансферты (Б+Ж) Б. Общие доходы (В+Е) В. Текущие доходы (Г+Д) Г. Налоговые поступления Д. Неналоговые поступления Е. Доходы от операций с капиталом Ж. Полученные официальные трансферты

Раздел 2. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения

А. Общие расходы и кредитование минус погашение (Б+Д) Б. Общие расходы (В+Г) В. Текущие расходы (расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и другие текущие трансфертные платежи) Г. Капитальные расходы (приобретение основного капитала, приобретение товаров для создания запасов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты) Д. Кредитование минус погашение ( внутреннее кредитование, внешнее кредитование).

Раздел 3. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита

А. Общее финансирование (Б+В) Б. Внутреннее финансирование: для страны-кредитора (от других частей сектора государственного управления, от органов денежно-кредитного регулирования, от депозитных банков, прочее внутреннее финансирование); для страны, имеющей долговые обязательства (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации, долгосрочные ссуды, краткосрочные ссуды, прочие обязательства) В. Внешнее финансирование: для страны-кредитора (от международных организаций экономического развития; от зарубежных учреждений управления; прочее внешнее заимствование); для страны, имеющей долговые обязательства (долгосрочные и краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные и краткосрочные ссуды и авансы, прочие обязательства)

Раздел 4. Классификация государственного долга

А. Общая сумма долга (Б+В) Б. Внутренний долг В. Внешний долг

Каждый раздел классификаций имеет некоторые ключевые статьи.

В первом доходном разделе особо выделяются налоговые поступления, от собираемости которых во многом зависит наполняемость бюджета.

Во втором расходном разделе важное место занимают государственные расходы на регулирование и обеспечение высокой эффективности хозяйственной деятельности.

В третьем разделе важное место занимают источники получения финансовых средств для покрытия дефицита.

В четвертом разделе статистика исследует общую сумму обязательств сектора государственного управления. Данные о долге отражают сумму обязательств, не уменьшенную на величину их требований к другим секторам экономики. Здесь же отражаются бессрочные обязательства, по которым выплачиваются только проценты.