12. Три вида рынков в экономической системе.
Рыночную экономику можно представить как совокупность рынков, специализирующихся на в производстве определенных товаров или услуг.
Рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров.
Этот рынок имеет дело с промышленными и сельскохозяйственными товарами. Его можно представить как
Рынок услуг.
Рынок услуг, как было уже сказано, формируется по общей для всех рынков схеме, рассмотренной выше. Рынок услуг в той или иной степени призван охватить бытовые, коммунальные, транспортные, культурные, образовательные, здравоохранительные, посреднические, информационные и многие другие виды деятельности по оказанию услуг населению.
Рынок жилой площади.
В условиях рынка надлежит усвоить, что и жилая площадь представляет типичный объект рыночных отношений и подлежит купле и продаже по рыночным ценам наравне с другими товарами.
Рынок средств производства.
Он распространяет свое действие на все материально-технические объекты, непосредственно участвующие в общественном производстве, используемые в процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух взаимодействующих частей. Во-первых, на рынке средств производства обращаются орудия труда в виде производственных зданий и сооружений, конструкций, машин, оборудования, приборов, аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен предметами труда в виде сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых или с использованием которых посредством орудий труда выпускается промежуточный или конечный продукт производства.
Рынок инвестиций.
Рынок инвестиций по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, а точнее, в дело. Как только возникает капитал, его владелец, носитель становится капиталистом.
Рынок денег, валюты, ценных бумаг.
Рынок валюты, под которой понимается уже не только национальная, но и иностранная валюта, означает еще большую возможность купли, продажи, обмена по определенному валютному курсу (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег одной страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты.
Конечно, разделение рынка на валютный и денежный до некоторой степени условно. В общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный – валютным.
Однотипным с ними по природе, но все же самостоятельным стал рынок ценных бумаг. Последние представляют собой особый вид денежных или имущественных документов, которые либо обладают определенной, выраженной в денежных единицах стоимостью, либо предоставляют владельцу имущественное право, которое в конечном счете может быть сведено к денежному выражению. К наиболее типичным видам ценных бумаг относятся акции, облигации, чеки, аккредитивы, векселя, сертификаты, бонны.
Рынок рабочей силы (труда) .
Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики – это рынок рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.
Ею обладает рабочая сила, т.е. способность работника к труду. Однако, если не вдаваться в политэкономические нюансы, термин «рынок труда» вполне приемлем.
Рынок инноваций.
К инновациям принято относить технические и социально-экономические новшества, изобретения, рационализаторские предложения, технологические нововведения, другие достижения научно-технического и социального прогресса. При рыночной экономике инновации можно без ограничений покупать и продавать. Они уже не представляют преимущественно обезличенную собственность. Ценность инноваций полнее отражается в их стоимости, цене, формирующейся в результате взаимодействия спроса и предложения.
Рынок духовного, интеллектуального продукта.
В широком смысле слова следовало бы говорить о рынке информационного продукта как первичного итога мыслительной деятельности человека. Но под информацией принято понимать только сведения, сообщения, данные. Духовный продукт гораздо более широк, он включает идеи, замыслы, творческую информацию, представленную не только в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений, моделей, образцов. Все это интеллектуальная собственность.
- 1. Обосновать необходимость экономических знаний для менеджера.
- 2. Профессии экономиста и менеджера.
- 3.Понятие рынка.
- 4. Функциональная структура экономики.
- 5. Структура экономической системы.
- 6. Домохозяйства в экономической системе.
- 7. Понятие обмена
- Фирмы в экономической системе.
- 9. Понятие собственности
- 10. Государство в экономической системе
- 11. Понятие потребности.
- 12. Три вида рынков в экономической системе.
- 13. Понятия: благо и товар
- 14. Понятие факторов производства.
- 15. Понятие общественных товаров
- 16. Экономическая загадка: «Почему профессиональные спортсмены получают очень высокие доходы?»
- 17. Комплекс условий, в которых взаимодействуют экономические субъекты в экономике.
- 18. Понятие института. Виды институтов
- 19. Понятие транзакции. Виды транзакций
- 20. Понятие транзакционных издержек
- 21. Классический институционализм.
- 22. Классификация теорий нового институционализма.
- 23. Отличие институционализма от неоклассики.
- 24. Экономические взгляды, теории, вклад в экономическую науку (Аристотель).
- 25. Никола Орем
- 26. Фома Аквинский
- 27. Меркантелисты
- 28. Физиократы
- 29. А.Смит
- 30. Д.Рикардо
- 31. К.Маркс
- 32. Автор теории общего равновесия
- 33. Д.Кейнс
- 34. Д.Хикс
- 35. Автор теории роста
- 36. М.Фридмен
- 37. Институциональные основы развития рыночной экономики
- 38. Модели развития капитализма в Европе
- 39. Азиатский способ производства
- 40. Система «власть-собственность».