logo
Экономика ответы2

12. Конкуренция: сущность, виды, формы. Методы конкурентной борьбы.

Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Это общественная форма столкновения интересов субъектов рыночного хозяйства. Это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Формы:

Совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Несовершенная конкуренция (монополистическая, олигополия, дуополия)

Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин "олигополия" применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

Дуополия - термин, применяемый в буржуазной политэкономии для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой существуют только два поставщика определённого товара и между ними нет монополистических соглашений о ценах, рынках сбыта, квотах производства.

Монополия - означает исключительное право, возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц, государство.

Виды:

1.Внутриотрослевая (предприятия одной отрасли)

2.Межотрослевая (предприятия разных отраслей)

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: 1.ценовые; 2.неценовые; 3. недобросовестные методы конкуренции.

Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен.