35. Монопольные рынки. Классификация и характеристика монопольных рынков.
Экономические монополии. Они развивается на основе закономерностей экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. Экономические монополии возникают в двух случаях. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.
Естественные монополии. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.
Основные формы монополистических объединений: картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта; синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность; трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли; многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
- 21. Теория фирмы. Организационно-правовые формы бизнеса.
- 22. Деньги и их основные функции.
- 23. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
- 24. Рынок ценных бумаг. Структура, организация и функции рынка ценных бумаг.
- 25. Издержки производства, их виды.
- 26. Характеристика макроэкономических показателей. Внутренний валовой продукт. Способы его измерения.
- Существуют три основных способа измерения ввп:
- 27. Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения.
- 28. Преимущества и недостатки рыночного механизма
- 29. Товар, его свойства и функциональные формы
- 30. Структура, виды и сегментация рынков
- 31. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
- 32. Аграрно-промышленный комплекс на современном этапе развития России
- 33. Понятие экономического цикла. Виды циклических колебаний
- 34. Социальная политика государства. Кривая Лоренца.
- 35. Монопольные рынки. Классификация и характеристика монопольных рынков.
- 36. Ресурсы предприятия, их классификация
- 37. Банки, их виды и функции
- 38. Понятие экономического роста, его основные типы и факторы
- 39. Сущность конкуренции как экономической категории. Виды конкуренции.
- 40. Анализ денежного рынка. Предложение денег. Уравнение Фишера.