39. Сущность конкуренции как экономической категории. Виды конкуренции.
Конкуренция - объективный экономический закон развитого товарного производства, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между обособленными товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции - с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг и т.п.
Виды. Внутриотраслевая — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Межотраслевая — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли. Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара. Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке. Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка. Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.
- 21. Теория фирмы. Организационно-правовые формы бизнеса.
- 22. Деньги и их основные функции.
- 23. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
- 24. Рынок ценных бумаг. Структура, организация и функции рынка ценных бумаг.
- 25. Издержки производства, их виды.
- 26. Характеристика макроэкономических показателей. Внутренний валовой продукт. Способы его измерения.
- Существуют три основных способа измерения ввп:
- 27. Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения.
- 28. Преимущества и недостатки рыночного механизма
- 29. Товар, его свойства и функциональные формы
- 30. Структура, виды и сегментация рынков
- 31. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
- 32. Аграрно-промышленный комплекс на современном этапе развития России
- 33. Понятие экономического цикла. Виды циклических колебаний
- 34. Социальная политика государства. Кривая Лоренца.
- 35. Монопольные рынки. Классификация и характеристика монопольных рынков.
- 36. Ресурсы предприятия, их классификация
- 37. Банки, их виды и функции
- 38. Понятие экономического роста, его основные типы и факторы
- 39. Сущность конкуренции как экономической категории. Виды конкуренции.
- 40. Анализ денежного рынка. Предложение денег. Уравнение Фишера.