27. Гедонизм и утилитаризм-этика нового времени
ГЕДОНИЗМ (греч. hedone – наслаждение) – тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. С самого начала гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп(435—355 гг. до н. э.). Путь к счастью, по его мнению, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу находится именно в получении физического удовольствия.
Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившем, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Этическое учение Эпикура получило название «эвдемонизм». Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог» путем умеренного потребления земных благ. Учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья).
Наиболее поздней теоретической формой гедонизма был утилитаризм (конец 18–19 вв.). Утилитаризм и гедонизм, конечно, связаны, но я не стала бы назвать утилитаризм формой гедонизма. Вы сможете это обосновать? Утилитаризм — направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Основатель Дж. Бентам определял его основной принцип как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате. Провозглашая общее благо как высший принцип нравственности, Милль, как и его предшественник Бентам, подчеркивал, что человек должен, имея в виду высший нравственный принцип, стремиться обеспечить хотя бы свое частное благо.,т.е. он должен исполнить свое профессиональное и социальное предназначение по совести.
Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием. Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия.
Мне кажется, первые два абзаца нужно сократить. Кроме того, нужно ответить на вопрос,, как это связано этикой нового времени и какую роль играет в экономической теории.
- 1) Эмпирическое и научное знание: особенности и признаки
- Научное знание
- 2)Объект и предмет исследования в экономической науке
- 3)Особенности объекта исследования в экономической науке
- Методы в экономической науке и их типология (по материалу лекции)
- 12 .Азиатский и античный способ производства.
- 15.Рынок. Его функции и субъекты.
- 17. Конкуренция и её разновидности в рыночной экономике
- 20. Национальные особенности рыночных экономик.
- 21. Капитализм и социализм как идеология и как общественно-экономический строй
- 22.Индустриальное, постиндустриальное и постэкономическое общество
- 23. Основные этапы становления и развития экономической науки.
- 26. Ренессанс и реформация и их роль в становлении экономического мышления
- 27. Гедонизм и утилитаризм-этика нового времени
- 28. Протестантская этика и дух капитализма
- 30. Французская школа физиократов
- 32. Учение Адама Смита как первая теоретическая система
- 33. Учение ж.Б.Сэя о полезности, как источнике богатства.
- 34.Парадокс а. Смита и его разрешение.
- 38.Неоклассическое направление в экономической науке.
- 39. Основное содержание экономической теории марксизма.
- Основные направления в экономической науке и их аксиоматика; Меркантилисты
- Физиократы
- Классическая школа
- Неоклассическая школа
- Кейнсианство
- Монетаризм
- 41. Предмет исследования в марксистской политической экономии.
- 45. Понятие «производство», «воспроизводство» и их модели в экономической науке
- 46. Теория производительных сил и теория факторов производства Теория производительных сил
- Теория факторов производства
- 47. Понятия необходимого и прибавочного продуктов в экономической науке.
- 49 Капитал и его интерпретации в различных экономических теориях.
- 54.Собственность как отношение «присвоение-отчуждение».
- 55. Собственность как экономическая категория(производственное отношение)
- 5 6. Собственность как категория права.
- 58. Традиции англосаксонского и романо-германского права и их различия.