2.1. Выявленные возможности развития моногорода и их использование для преодоления критических рисков.
Риски.Муниципальное образование «п. Нижний Куранах» характеризуется наличием комплекса проблем, которые генерируют риски, способные дестабилизировать социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании и привести к его упадку. Реализация рисков опасна еще и тем, что приведет к утрате конкурентных преимуществ поселения в борьбе за население и инвестиции, в первую очередь перед наиболее крупными городами Алдан и Томмот, между которыми он находится. Ключевыми рисками, стоящими перед муниципальным образованием, являются внешнеэкономический (риск градообразующего предприятия), инфраструктурный, демографический и экологический.
Главным риском является внешнеэкономический, означающий вероятность ухудшения конъюнктуры на главную продукцию муниципального образования, что приведет к утрате финансово-экономической устойчивости поселения. Анализ основных социально-экономических показателей позволяет сделать вывод о доминирующей роли в экономике МО золотодобывающего предприятия ОАО «Алданзолото» ГРК, вследствие чего основные риски градообразующего предприятия являются рисками муниципального образования. Специализация градообразующего предприятия на производстве золота определяет зависимость финансового состояния ОАО «Алданзолото» ГРК, и как следствие, экономического состояния МО, от динамики мировых цен на этот металл. Снижение цен на золото может привести к падению уровня производства предприятия, снижению доходов занятых на предприятии, что приведет к общему падению экономической активности в поселении и снижению собственных доходов населения. Риски внешней экономической среды моногорода, представленные рисками изменений мировых цен на золото, не могут быть компенсированы силами предприятий и жителей моногорода. Следует отметить, что прогнозы большинства аналитиков предсказывают в среднесрочной перспективе изменения цен на золото в диапазоне $1100-1300 за тройскую унцию.
Второй по значительности проблемой является неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципального образования, в особенности канализационных сетей, которое негативно влияет на качество жизни населения. Отмечается высокий износ тепло- и водопроводных сетей (что приводит к высоким потерям тепла и воды), отсутствие очистных сооружений, кризисное состояние канализационных сетей, аварийное здание СБО, 100 % износ КНС. Высокий износ сетей определяет низкое качество коммунальных услуг, предоставляемых населению и промышленным предприятиям, а в перспективе может привести к возникновению аварийной ситуации, что нарушит жизнедеятельность поселка и создаст угрозу населению и окружающей среде. В случае непринятия действий по улучшению ситуации все позитивные эффекты от наличия сети медицинских и образовательных учреждений и учреждений культуры и спорта будут нивелированы в глазах жителей муниципального образования, продолжится отток населения из муниципального образования.
Негативные демографические процессы, протекающие на территории муниципального образования, могут спровоцировать реализацию демографических рисков: существенному сокращению населения муниципального образования, в том числе трудоспособного населения, и сокращению социального капитала. Это поставит под угрозу возможность экономического развития поселения, создаст дефицит трудовых ресурсов для новых предприятий и сузит рынок сбыта для малого бизнеса.
Экологический риск обусловлен в первую очередь спецификой деятельности предприятий муниципального образования. Возможно ухудшение экологической ситуации на территории МО и нанесение тяжелого экологического ущерба в результате деятельности золотодобывающих компаний, что приведет к существенному ухудшению условий жизни населения муниципального образования. Возникновение экологической угрозы может также быть спровоцирована аварией коммунальной инфраструктуры.
Все риски являются взаимосвязанными, реализация одного из рисков с большой вероятностью спровоцирует развитие других рисков. Вследствие этого необходимо комплексное решение стоящих перед муниципальным образованием проблем. Необходима реализация комплекса мер, с помощью которых указанные выше риски будут сведены к минимуму.
Возможности. Для успешного социально-экономического развития муниципального образования Администрации МО необходимо использовать возможности, которые диктуются выгодным положением вблизи реализации крупны инвестиционных проектов Южной Якутии, развитой минерально-сырьевой базой золотодобычи, наличием производственной инфраструктуры, ростов доходов населения.
В соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года на территории Южной Якутии ведется реализация крупных инвестиционных проектов в энергетике, угледобыче, черной и цветной металлургии. Наиболее крупным проектом является Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии», включающий создание крупных промышленных объектов, транспортной и энергетической инфраструктуры. Близость муниципального образования к зоне реализации указанных проектов формирует благоприятные условия для развития на территории МО организаций, в том числе малых предприятий, которые могут поставлять продукцию и услуги для удовлетворения спроса новых производственных объектов Южной Якутии.
Благоприятные условия для развития добычи золота на территории муниципального образования создает развития минерально-сырьевая база, характеризующаяся значительными запасами рудного и россыпного золота. Освоению месторождений золота способствует сложившаяся благоприятная конъюнктура на мировом рынке, определяющая высокий спрос и цену на драгоценные металлы.
Рост доходов населения вследствие развития предприятий золотодобычи и повышения производительности труда на предприятиях муниципального образования создает благоприятные возможности для развития малого бизнеса, ориентированного на удовлетворение спроса со стороны жителей поселения. Развитие малого бизнеса, в частности, возможно в сфере оказания бытовых, культурно-развлекательных, транспортных услуг, торговли, общественного питания.
Природно-климатические условия способствуют развитию на территории п. Якокит крупного агропромышленного комплекса, специализированного на животноводстве и производстве овощей. Формирование здесь сельскохозяйственного производства позволит в значительной мере удовлетворить спрос на пищевые продукты со стороны населения Южной Якутии.
Наличие производственной базы законсервированных производств благоприятствует размещению в п. Нижний Куранах промышленных предприятий, поскольку снижает затраты на создание производственной инфраструктуры.
Указанные направления отражены в качестве приоритетных в Схеме – 2020, что подчеркивает актуальность их активного развития.
Необходимо снизить зависимость экономики МО от деятельности золотодобывающей компании ОАО «Алданзолото» ГРК путем диверсификации структуры экономики. Диверсификация экономики на территории муниципального образования является необходимым условием обеспечения устойчивости развития моногорода. Однако за последние десять лет на территории муниципального образования был свернут целый ряд производств, который мог бы послужить этой цели. В частности, не используются мощности деревообрабатывающего производства, ювелирного цеха, завода ЖБИ.
В планируемом периоде возможно развитие малого бизнеса на территории МО в различных отраслях для обеспечения спроса со стороны объектов, создающихся в рамках инвестиционного проекта развития Южной Якутии. Рост благосостояния жителей МО также будет стимулировать развитие малого предпринимательства. Необходимо возобновить использование мощностей законсервированных производств (деревообработки, ЖБИ). Важнейшим направлением является освоение месторождений золота и серебра. Использование сельскохозяйственного потенциала предоставляет возможность создания агропромышленного комплекса, нацеленного на обеспечение продукцией населения Южной Якутии.
Как показывает анализ, комплекс имеющихся в МО ресурсов и факторов развития создает благоприятные предпосылки для различных отраслей и видов деятельности. Потенциально в МО могут развиваться: золотодобывающая промышленность, сельское хозяйство, деревообработка, транспорт и строительство.
- Комплексный инвестиционный план развития
- Введение
- I. Анализ социально – экономического положения мо «Нижний Куранах»
- 1.1. Демографическая ситуация, трудовые ресурсы и занятость населения.
- 1.2. Анализ финансово-экономического положения градообразующего предприятия
- 1.3. Местная промышленность и малый бизнес. Сельское хозяйство.
- 1.4. Социальная и техническая инфраструктура.
- 1.5. Анализ состояния бюджетной системы.
- II. Выбор целей и разработка сценариев будущего мо «Поселок Нижний Куранах»
- 2.1. Выявленные возможности развития моногорода и их использование для преодоления критических рисков.
- 2.2. Постановка целей Комплексного инвестиционного плана
- 2.3. Возможные сценарии реализации целей проекта.
- III. Система мероприятий Комплексного инвестиционного плана
- 3.1. Горизонт планирования, этапы реализации кип и план реализации мероприятий кип
- 3.2. Развитие золотодобывающей отрасли.
- 3.2.1. Программа развития оао «Алданзолото» грк
- 3.2.2. Увеличение объема золотодобычи зао гдк «Алдголд»
- 3.3. Диверсификация структуры экономики
- 3.3.1. Проект «Развитие деревообрабатывающего производства»
- 3.3.2. Проект «Агропромышленный комплекс в п. Якокит мо «Поселок Нижний Куранах»»
- 3.4. Развитие малого и среднего предпринимательства
- 3.4.1. Проект «Строительство асфальтобетонного завода в мо «Поселок Нижний Куранах» Республики Саха (Якутия)»
- 3.4.2. Проект «Строительство завода строительных материалов в мо «Поселок Нижний Куранах» Республики Саха (Якутия)»
- 3.4.3. Проект «Производство чистой питьевой воды»
- 3.4.4. Проект «Создание туристско-этнографического центра эвенкийской культуры»
- 3.4.5. Проект «Создание центра бытовых услуг населению»
- 3.4.6. Мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда
- 3.5. Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры
- 3.5.1. Проект «Модернизация системы теплоснабжения мо «Поселок Нижний Куранах»
- 3.5.2. Проект «Модернизация системы водоснабжения мо «Поселок Нижний Куранах».
- 3.5.3. Проект «Модернизация системы канализации мо «Поселок Нижний Куранах».
- 3.5.4. Проект «Развитие жилищного строительства в мо «Поселок Нижний Куранах»
- 3.6. Развитие социальной инфраструктуры моногорода
- 3.6.1. Проект «Реконструкция Дома культуры»
- 3.6.2. Проект «Создание Центра дополнительного образования»
- 3.6.3. Проект «Строительство детского сада»
- 3.6.4. Проект «Создание стоматологической клиники»
- 3.7. Повышение качества муниципального управления
- 3.7.1. Повышение качества в сфере деятельности органов местного самоуправления
- 3.7.2. Совершенствование финансово-бюджетных отношений
- IV. Система управления Комплексным инвестиционным планом
- 4.1. Перечень необходимых нормативных правовых актов
- 4.2. Соглашения и договоры, заключаемые в целях реализации плана Комплексного инвестиционного плана развития мо «Поселок Нижний Куранах»
- 4.3. Система управления реализацией кип
- V. Ожидаемые результаты Комплексного инвестиционного плана
- VI. Финансовые потоки Комплексного инвестиционного плана