logo
Курсовая работа -Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

3. Инвестиционный климат и состояние инвестиционной сферы республики беларусь

Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.

История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата, насчитывает более 30 лет. В Японии и некоторых других странах используются описательные характеристики инвестиционного климата без попыток его количественной оценки.

В США публикуется "ежегодная статистическая карта", которая включает 4 обобщенных показателя инвестиционного климата: экономическую эффективность инвестиций, деловую жизнеспособность, потенциал развития территории и основные составляющие налоговой политики.

Как правило, в зарубежных странах оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.

Позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня незавидны. В отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала "Euromoney" за 1988 г. занимал 17 место после Италии и Тайваня, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Беларусь находится за пределами первой сотни инвестиционно привлекательных стран. Это является главной причиной дефицита иностранных инвестиций и бегства частного капитала за границу в более привлекательные регионы.

Существует несколько характерных подходов к оценке инвестиционного климата, из которых наиболее приемлемым является факторный, основанный на оценке набора факторов:

характеристика экономического потенциала;

общие уровни хозяйствования (развитие отраслей материального производства, степень изношенности основных фондов, незавершенного строительства);

зрелость рыночной среды (инфраструктура, приватизация, инфляция, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, емкость местного рынка, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);

политическая ситуация;

социальные факторы (уровень жизни населения, величина реальной зарплаты, отношение населения к местным и иностранным предпринимателям, условия работы иностранных специалистов);

финансовые (доходы бюджета, доступность бюджетных ресурсов, кредитов в иностранной валюте, уровень банковского процента, сумма вкладов на душу населения, удельный вес долгосрочных кредитов).

Необходимо отметить, что методология оценки инвестиционного климата далека от совершенства. Категории инвестиционного климата присуща значительная доля субъективизма.

Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону.

В 1996-2000 гг. в развитии белорусской экономики определились два этапа: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода и замедление темпов экономического развития во второй его половине.

Обусловлено это тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале этого периода, в частности недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Обострились инфляционные процессы. Основная причина этого – денежно-кредитная политика 1998-1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России.

С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и относительная стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. – к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако принятые меры не привели пока к существенному улучшению экономической ситуации.

Усложнение финансовых проблем в свою очередь блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.

С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.

Необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций и обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

Весьма актуальной задачей для республики становится проведение ежегодного мониторинга инвестиционного климата. Наиболее подходящим вариантом является отслеживание состояния инвестиционного климата экономики страны без выделения отдельных хозяйственных систем (отраслей, регионов, экономических зон).

Рис. 2. – Структура инвестиционного климата и факторы его

формирования

С этой целью Минэкономики и другими заинтересованными органами должна быть разработана методика расчета критериев инвестиционного климата и осуществления такого мониторинга. Одновременно необходимо организовать сотрудничество с одним из ведущих специализированных международных агентств по получению странового инвестиционного рейтинга.

Согласно расчетам, потребность в инвестициях на 2002-2010 годы составит 39 млрд. долларов США. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 2,2-2,5 раза (в 2005 г., по сравнению с 2000 г, он возрастет в 1,6-1,7 раза). Доля инвестиций в ВВП составит в 2010 г. 26-28% (в 2000 г. – 19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.

Несмотря на положительные достижения последних лет – рост ВВП и стабилизацию промышленного производства, снижение инфляционных процессов, ужесточение денежно-кредитной политики, переход на средний курс рубля на всех сегментах валютного рынка, выход большинства отраслей народного хозяйства на уровень 1990 г. – в развитии экономики имеют место негативные тенденции. Объективной реальностью является низкий уровень инвестиций, недостаточный даже для простого воспроизводства основных производственных фондов республики. Прирост ВВП опережает прирост инвестиций на фоне ускоряющегося износа основных производственных фондов, падения рентабельности. За высокими темпами инвестиций в 1997 и 1998 гг. (120 и 125%) последовал спад до 92% в 1999 г., некоторый рост в 2000 г. – 102% и снижение в 2001 г. – 93,9 %. Динамика инвестиций по отношению к 1990 г. представлена на рис. 3. [14]

Рис. 3. – Динамика инвестиций в основной капитал

Удельный вес инвестиций по объектам непроизводственного назначения в 2001 г. составил 39,5% в общем объеме инвестиций при опережающем росте нового жилищного строительства (61% в непроизводственном строительстве в 2001 г. при 49% в 1995 г.). При наметившейся тенденции сокращения инвестиций в основной капитал бюджетное финансирование снизилось в 2001 г., по сравнению с 1998 г., вдвое. Уменьшилась на 10% доля собственных средств юридических лиц. Банковский сектор обеспечил долгосрочные кредиты в экономику в объеме примерно 450-650 млрд. рублей ежегодно, что составляет около 13% в общем объеме инвестиций. Накопленные иностранные инвестиции составили 3,45 млрд. долларов США, в том числе 1,28 млрд. долларов прямых инвестиций, или 4% в объеме валовых инвестиций. За последние 10 лет прямые инвестиции на душу населения в Беларуси составили 128 долларов США, в Венгрии – 1925, в Чехии – 1425, Эстонии – 1392, Латвии – 862, Польше – 817 долларов США (рис. 2). Из-за нехватки внутренних и внешних инвестиций, доля накопления основного капитала в ВВП составила в 2001 г. всего 19% при 20-22%, обеспечивающих простое воспроизводство. [14]

Рис. 4. – Прямые инвестиции на душу населения

Жесткая денежно-кредитная политика, с одной стороны, ряд факторов, влияющих на формирование условий производства и реализации продукции (работ, услуг) при росте ВВП на 4% в 2001 г., с другой стороны, вызвали определенные трудности в функционировании промышленности. Число убыточных организаций возросло до 34,2% в 2001 г. при 18,8% в 2000 г., значительно возросли дебиторская и кредиторская задолженность. В расчетах организаций большое место продолжают занимать бартерные операции и взаимозачеты.

В 2002-2010 гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белорусской экономики – инвестиционное обновление производственных фондов. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75-84,4% при критическом – 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что для экономики страны пока не удалось создать приемлемую инвестиционную модель развития.

Очевидно, что Республики Беларусь слабо готова конкурировать за международные инвестиции, поскольку в ней не созданы стандартные условия для приема инвестиций из-за рубежа. Пока сохраняются довольно существенные препятствия для иностранных инвесторов.

Они включают в себя:

нестабильность и неопределенность законодательства, и регулирующих мер, особенно в области налогов, тарифов, административных процедур;

отсутствие юридической четкости в вопросах собственности, ее структуры и правового статуса, что порождает споры между представителями власти и иностранными инвесторами;

финансовая и экономическая нестабильность, осложняемая кризисом неплатежей, значительным бюджетным дефицитом;

острая нехватка различной информации, необходимой иностранным инвесторам, для развертывания операций в Беларуси.