logo
иэу тема 8

Несовершенная конкуренция у Дж. В. Робинсон и э.Чемберлина

 

Джоан Вайолет Робинсон(1903—1983) — яркий представитель левого крыла кейнсианства, в 1965—1971 гг. — профессор Колум­бийского университета. Особенность подхода этой английской ис­следовательницы — в соединении кейнсианских и марксистских идей. В работе "Накопление капитала" (1956) она пишет о возмож­ности накопления капитала при отсутствии технического прогрес­са только за счет понижения зарплаты рабочих. Тогда освободив­шиеся в I и II подразделениях общественного производства сред­ства могут быть основой накопления капитала. Однако Робинсон считает такой способ несправедливым и признает правомерной борьбу профсоюзов за права рабочих в условиях несовершенной конкуренции. В книге "Теория несовершенной конкуренции" (1933), принесшей ей мировую известность, исследовательница дает ха­рактеристику состояния экономики в условиях господства монопо­лий и усиления позиций профсоюзов в борьбе за права рабочих. По мнению Робинсон, противоположность движения прибыли и зарп­латы, формирование монопольных цен исключают возможность саморегулирования экономики. Поэтому, утверждает она, государ­ство, "прогрессивные предприниматели" и профсоюзы должны сотрудничать, так как все они одинаково заинтересованы в повы­шении зарплаты. Этот тезис вызывает вопросы — слишком уж явно несовпадение экономических интересов названных сторон. Кроме того, признавая существование противоречий между монополизи­рованным и немонополизированным секторами экономики, Ро­бинсон и другие представители левого кейнсианства недостаточно внимания уделяли противоречиям внутри монополии, проблемам дифференциации продукта и т.д.

"Теория несовершенной конкуренции" Робинсон перекликает­ся с вышедшей в том же 1933 г. книгой американца Эдварда Чемберлина(1899—1967) "Теория монополистической конкуренции". Если Робинсон считает, что монополия мешает действию рыноч­ного механизма и несет с собой усиление социального неравенства в обществе, то Чемберлин убежден, что и в условиях господства монополий возможна ситуация, когда одним монополиям не ме­шают действия других, поскольку у каждого налицо качественная разнородность продукта, что позволяет формировать собственный круг покупателей, свой собственный микрорынок. Необходимо за­метить, что мелкие и средние производители также вынуждены дифференцировать свой продукт, поскольку в настоящее время уси­ливается индивидуализация совокупного спроса. Чемберлин вооб­ще уверен, что предпринимательство всегда связано с попытками "всякого предпринимателя воздвигнуть собственную монополию"12. Именно поэтому он считает, что продукт всегда дифференциро­ван, а чистую конкуренцию никак нельзя считать "идеалом для экономики благосостояния"13.

М.Блауг необычайно высоко оценил вклад Чемберлина в эко­номическую науку. "Революция в теории цены, — пишет он, — вызванная "Теорией монополистической конкуренции", заключа­лась в том, что возросло число рыночных структур, которые эко­номическая теория должна проанализировать, чтобы показать, что удовлетворительное функционирование рынка не просто автома­тическое следствие из типа конкуренции. В мире монополистичес­кой конкуренции и олигополии суждения о благосостоянии и по­литические рекомендации не могут базироваться только на степе­ни отклонения конкретной рыночной структуры от норм совер­шенной конкуренции. Теория цены с тех пор стала более сложной и менее удовлетворительной... Мы никогда не сможем вернуться к смелым обобщениям теории цены Маршалла. Именно по этой при­чине мы вправе говорить о чемберлианской революции в совре­менной микроэкономической теории, подобно тому как мы гово­рим о кейнсианской революции в макроэкономике"14.

Как мы видим, и Дж.Робинсон, и Э.Чемберлин рассматривают несовершенную конкуренцию, которую Чемберлин назвал моно­полистической. Робинсон основное внимание уделяет чистой мо­нополии (случай одного продавца и многих покупателей) и монопсонии (один покупатель и много продавцов). Она убеждена, что классическая экономическая наука чаще всего исследует идеализи­рованный рынок, поскольку рассматривает множество действую­щих агентов, а на него оказывают решающее влияние гигантские корпорации.

В случае чистой монополии,считает Робинсон, в современных условиях одна фирма производит продукт, не имеющий субститу­тов (близких заменителей), и это дает ей контроль над ценой. В слу­чаеолигополиинебольшое число фирм на рынке обеспечивает им преимущества в связи сэффектом масштаба,а также контроль над ценой. Такие фирмы зависимы друг от друга. Это означает ожида­ние каких-то действий от конкурентов в ответ на свои действия. Следовательно, формируя свою ценовую политику, каждая из фирм должна принимать во внимание реакцию конкурентов. И при моно­полии, и при олигополии происходит сегментация рынка, дости­гаемая разными методами: тайными соглашениями, дискримина­цией в ценах и т.п. В результате нельзя говорить об оптимальности в использовании ресурсов и о достижении максимального обществен­ного благосостояния.

Таким образом, Робинсон указывает на несовершенства рынка. Следует заметить, что она пытается решить дилемму: эффектив­ность экономики или социальная справедливость. Однако вера в возможность разделить эти понятия, как заметил М.Блауг, "пред­ставляет собой одну из наиболее давних иллюзий экономической науки"15.

Модели экономического роста у кейнсианцев достаточно про­сты. Во-первых, они учитывают в основном действие одного фак­тора — инвестиций. Во-вторых, они предполагают слишком высо­кий уровень агрегации. В-третьих, для них характерно абстрагиро­вание от исследования влияния других типов НТП, кроме нейт­рального, а это может сделать некорректными полученные резуль­таты. Именно поэтому и Харрод, и Домар сами указывали на то, что эти модели — не столько руководство к практическому дей­ствию, сколько инструменты экономического исследования16. За­кономерно, что их последователи пошли по пути создания много­факторных моделей.