2.1 Анализ конъюнктуры рынка
Рынок – это центральная категория любого экономического механизма, основанная на обмене продукцией общественного труда.
Рынок как сложная социально-экономическая категория может быть охарактеризован многочисленными показателями в зависимости от цели исследования.
Анализ рынка позволяет:
определить параметры рынка, выявить положение предприятия на нем;
определить конкурентов в отрасли и оценить уровень конкуренции;
изучить потребность и спрос потребителей на данный товар (услугу);
изучить товар, его место на рынке и степень удовлетворения им потребностей покупателей;
прогнозировать (моделировать) перспективы товара;
определять направления деятельности с целью удовлетворения имеющихся потребностей покупателей.
Анализ рынка – основа для разработки тактики и стратегии предприятия (как в настоящем, так и будущем), прогноза конъюнктуры рынка и состояния конкуренции – наиболее важных элементов анализа.
Экономическая конъюнктура – это форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии в конкретно-историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения, динамики цен.
Прогноз конъюнктуры рынка представляет возможные варианты изменений в структуре и объеме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства товара, что позволяет получить прогнозы объема продаж, спроса, предложения и соотношения между ними. При составлении прогноза рынка как части общего маркетингового прогноза используют информацию из разнообразных маркетинговых исследований (среды, потребителя, товара, предприятия).
Для анализа конъюнктуры рынка проводят исследование: общехозяйственной конъюнктуры в стране, регионе; конъюнктуры товарного рынка; спроса; предложения; тенденций развития спроса и предложения на данный товар или услугу; развития и удовлетворения потребностей на товар или услугу.
Для анализа общей конъюнктуры используют результаты изучения внешней среды предприятия. Среди важнейших показателей общехозяйственной конъюнктуры выделяют следующие:
объем и динамика валового национального продукта, национального дохода, производства в отраслях народного хозяйства;
объем инвестиций;
величина средней и реальной заработной платы;
численность работающих в народном хозяйстве и в отраслях;
показатели состояния внутреннего рынка (товарные запасы, объем и структура розничного товарооборота и прочее);
динамика оптовых и розничных цен, индексы инфляции;
уровень жизни населения;
динамика внешнеэкономической деятельности;
индексы фондовых рынков;
уровень безработицы.
При изучении рыночной ситуации характеризуются целевые сегменты рынка (в рыночном и географическом разрезах). Производятся показатели объема и темпов роста рынка (в натуральном и стоимостном выражении) за последние несколько лет. Представляются характеристики потребительских нужд, восприятие продукта покупателями и анализируются тенденции в поведении потребителей.
Анализ конъюнктуры товарного рынка начинается с изучения спроса на товарном рынке, который проводится по отдельным сегментам рынка: потребительскому сектору (население), производственному потреблению, государственному потреблению, экспорту. Рассматривается динамика стоимостных и натуральных показателей платежеспособного реализованного и неудовлетворенного спроса.
Объем спроса зависит от покупательной способности населения, которая определяется уровнем реальных доходов, условиями получения кредитов, суммой сбережений, соотношением между расходами на приобретение товаров и услуг. Сумма средств населения, направленных на приобретение товаров, составляет объем платежеспособного спроса.
Емкость рынка конкретного товара, то есть объем потребленного (приобретенного) за определенный период товара, определяется как объем производства с учетом изменения запасов товаров и сальдо экспорта и импорта. Емкость рынка можно также определить, используя данные о реализованном спросе или объеме розничного товарооборота данного товара.
Анализ предложения предусматривает: количественную оценку предложения в стоимостных и натуральных показателях; определение структуры предложения с точки зрения ассортиментных разновидностей товара по ценам, типам, моделям, качеству, дизайну, новизне и т.д.; исчисление доли отдельных поставщиков (производителей и продавцов) на рынке товара, в том числе доли импорта в общем объеме предложения; выявление мировых тенденций в развитии данного рынка и возможные последствия таких тенденций для рынка страны.
Анализ тенденций развития спроса и предложения на исследуемом рынке служит логическим продолжением предшествующих этапов анализа. На данном этапе основная задача – выявить тенденции динамики стоимостных и натуральных измерителей спроса и предложения, определить количественные и качественные факторы, влияющие на структурные изменения спроса и предложения, сопоставить выявленные тенденции на рынке страны с тенденциями в других регионах и других странах; определить стадию жизненного цикла, на которой находится товар. Результаты данного анализа являются отражением процесса удовлетворения потребности, которую выражают покупатели товара.
Изучение конъюнктуры товарного рынка завершается анализом развития и удовлетворения потребностей, в процессе которого отслеживается развитие потребности, выраженной и удовлетворенной посредством товара, появление новых его разновидностей, или, наоборот, уменьшение потребности или ее исчезновение. Кроме того, изучается возможность удовлетворения потребности с помощью другого товара-заменителя, вероятно, пока не представленного на рынке.
Задачи исследования потребностей носят качественный характер и решаются в основном путем опроса потребителей и специалистов – маркетологов, товароведов, социологов. Результаты анализа конъюнктуры рынка товара вместе с прогнозом общехозяйственной конъюнктуры становятся основой разработки конъюнктурного прогноза.
- Оглавление
- Введение
- 1 Прогнозирование показателей рынка
- 1.1 Сущность экономического прогнозирования и планирования
- 1.2 Основы методологии, прогнозирования
- 2 Теоретические основы анализа и прогнозирования рынка
- 2.1 Анализ конъюнктуры рынка
- 2.2 Анализ конкурентной среды
- 2.3 Исследование товаров
- 2.4 Прогнозирование рынка
- 3 Планирование маркетинговой политики
- 3.1 Планирование в маркетинговой деятельности
- 3.2 Методы решения задач планирования в условиях полной определенности
- 4 Моделирование ценовой политики
- Выбор целей ценовой политики
- Ценовая политика
- 5 Производственные системы
- 5.1. Производственные системы и их структура
- 6 Технологии производства в экономико-математических моделях
- 7 Модель управления производственными запасами с учетом спроса и цен на продукцию
- 8 Моделирование инвестиции и анализ их эффективности
- Библиографический список