logo
Кредитная политика банка

1.1. Сущность и цели кредитной политики коммерческого банка

Кредитная политика - внутренний документ банка, сформированный с учетом сложившейся текущей экономической ситуации и определяющий основные подходы к кредитованию и требования, предъявляемые к заемщику. Кредитная политика выражает общую концепцию и устанавливает стратегические основы всей кредитной деятельности банка, определяет приоритеты на кредитном рынке и цели кредитования.

При формулировании основ кредитной политики специалисты банка прописывают, каким сферам экономики будет уделяться особое внимание, характеристики идеального клиента, способы обеспечения ссуд и т. д. До рассмотрения кредита, кредитные работники, менеджеры и совет директоров банка должны разработать соответствующие принципы кредитной политики, которые охватывали бы все фазы кредитного процесса. Кредитная политика коммерческого банка необходима для того, чтобы определять стандарты, параметры и процедуры, которыми должны руководствоваться банковские работники при предоставлении кредитных услуг.

Таким образом, кредитная политика коммерческого банка представляет собой совокупность всех факторов, действий и документов, определяющих развитие банка в кредитной сфере. Она определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и способы их реализации, а также порядок и принципы организации кредитного процесса. Кредитная политика создает фундамент для организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности и управления процессом кредитования. Она должна отражать цели кредитования, правила их реализации, стандарты и инструкции - методическое обеспечение ее реализации1.

В кредитной политике коммерческого банка должны быть отражены такие основные направления кредитного бизнеса, как2:

-объективные критерии и стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники;

-основные рекомендации, разработанные для применения сотрудниками на практике;

-принципы контроля за работой служб внешнего и внутреннего аудита;

-параметры оценки качества управления кредитной деятельностью.

Рассматривая подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущности понятия «кредитная политика банка», стоит отметить разнонаправленность подходов. Анализ существующих подходов к определению сущности исследуемого понятия позволяет выделить два концептуальных подхода: макроэкономический и микроэкономический3.

На макроэкономическом уровне формирование кредитной политики посредством деятельности Центрального банка предполагает наличие взаимосвязи между категориями банковская и кредитная политика. Не определив состав и структуру банковской политики, как общей категории, сложно в полной мере разобраться в значении более частного понятия – кредитная политика. На практике банковская политика включает в себя совокупность следующих элементов: кредитная политика, депозитная политика, процентная политика, валютная политика, политика в области расчетно-кассового обслуживания клиентов, политика по проведению отдельных банковских операций (например, фондовых, консалтинговых, трастовых) К банковской политике относится управление рисками, рентабельностью, персоналом. На макроэкономическом уровне следует отметить важность кредитной политики в процессах формирования и распределения национального дохода и регулировании денежного оборота.

На микроуровне (уровне банка) является важным обеспечение ликвидности, рентабельности и надежности банка, стабильности развития и адекватности его деятельности относительно потребностям клиентов.

Сущностью кредитной политики можно назвать стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов и дальнейшего их инвестирования в сфере кредитования клиентов банка.

В широком смысле можно рассматривать кредитную политику со стороны банка-кредитора и банка-заемщика по отношению к его клиентам, включая население. В узком смысле кредитной политикой является стратегия и тактика банка в вопросе организации процесса кредитования.

Е. В. Иванова выделяет две группы функций кредитной политики: общие функции, характерные для различных элементов банковской политики, и специфические функции, которые отличают кредитную политику от других элементов4.

Общие функции: коммерческая, стимулирующая, контролирующая.

Коммерческая функция – функция, направленная на получение банком максимальной прибыли от проведения банковских операций, в том числе и кредитных.

Стимулирующая функция заключается в аккумулировании посредством проведения кредитной политики временно свободных денежных средств в кредитные организации, и их дальнейшее рациональное размещение. Эта функция отражает объективные потребности государства, банков и клиентов. Клиент получает преимущества двумя способами: либо он размещает деньги в банк на депозит под определенный процент, ограничив при этом свое текущее потребление, и через некоторое время получает сумму с процентными выплатами; либо получает ссуду в банке при недостатке необходимых денежных средств для реализации оперативных целей (в данной ситуации обязанность заемщика платить банку проценты за пользование кредитом стимулирует его выплатить заем в максимально сжатые сроки и не допускать просрочки платежей).

Банк использует стимулирующую функцию с целью привлечения денежных средств по более дешевой цене и предоставления этих денег клиентам по более дорогой. Полученную разницу банк получает в качестве прибыли. Государство может осуществлять управление денежной массой посредством банковской деятельности.

Контрольная функция кредитной политики позволяет осуществлять контроль за привлечением и использованием кредитных ресурсов как самими банками, так и их клиентами с учетом конкретных приоритетов кредитной политики рассматриваемого банка.

В качестве специфических функциях кредитного процесс можно выделить функцию оптимизации кредитного процесса, которая направлена на достижение цели банковской политики. Она позволяет выявить наиболее приоритетные направления кредитования для конкретного банка и разработать приемлемые условия предоставления ссуд клиентам.

Основывается кредитная политика коммерческого банка на изучении уровня развития кредитных отношений банка с клиентом, достигнутого на определенном этапе, и нацелена она на совершенствование и развитие этих отношений5.

И. Е. Ноздрева и С. Ю. Сивакова считают, что основным моментом в подготовке кредитной политики коммерческого банка является определение её целей. Правильная и объективная постановка цели, обеспечение соответствия между различными уровнями целей, выбор наиболее эффективных инструментов для достижения поставленных банком целей является залогом успеха при разработке и реализации кредитной политики6.

Для реализации эффективной кредитной политики банка целесообразно в деятельность банковских учреждений внедрять организационную модель формирования кредитной политики (рис. 1.1.)7.

Рис. 1.1.Организационная модель формирования и реализации кредитной политики банка

При разработке приоритетов кредитной политики выделяют глобальные, конечные цели стратегии банка и оперативные цели, достижение которых позволит реализовать конечную цель кредитной политики.

Глобальной целью коммерческого банка в области кредитной политики в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» является извлечение прибыли от банковской деятельности в процессе привлечения во вклады денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности, а также их последующего размещения в кредитование и другие, связанные с кредитованием виды банковской деятельности8.

Конечной целью кредитной политики коммерческого банка является в стратегическом плане создание условий для развития кредитных операций в широком смысле, повышения их совокупной доходности при приемлемом уровне рисков и соблюдении банком требований банковского законодательства.

Оперативные цели носят более узкий и краткосрочный характер, подразумевающие плановые задания для подразделений и персонала, обязательных для выполнения.

При выборе оперативных целей в рамках кредитной политики коммерческого банка необходимо учитывать интересы разных лиц, как руководства и собственников банка, так и заемщиков, кредиторов, вкладчиков, а также органов банковского надзора

В этих условиях в качестве оперативных целей кредитной политики отдельного банка могут выступать следующие цели:

-формирование оптимального кредитного портфеля или адекватной кредитной политике депозитной базы;

-упрочнение позиций банка на кредитном рынке или его проникновение на новый сегмент, привлечение на кредитное обслуживание новых целевых групп клиентов;

-минимизация кредитных рисков; повышение имиджа банка через расширение кредитных услуг, повышение их качества;

-оптимизация клиентской базы по кредитным операциям и др.

Кредитная политика формирует основные принципы работы банка на рынке кредитных услуг. На основе кредитной политики сотрудники банка строят свою работу с розничными клиентами, выбирают ту или иную модель система оценки клиентов, разрабатывают кредитные продукты.

Кредитная политика банка формирует требования к заемщикам: возраст, минимальный стаж работы, уровень доходов и другие показатели. Кроме того, она определяет состав и структуру предлагаемых банковских продуктов, их особенности: обеспеченные или необеспеченные, целевые или нецелевые займы, сроки кредитования и т. д.9