logo
Курс лекций

Оптимальный

размер заказа (Q٭)

(Z1)

(Z2)

(Q)

Рис. 2. Иллюстрация оптимального размера заказа

где: Z1 = (C * Q)/2

Z2 = S * O/Q

Общие издержки = Z1 + Z2

Предположим, что стоимость выполнения одного заказа (О), затраты по содержа­нию единицы запасов (С) и вели­чина расхода запасов за некото­рый период (S) являются постоянными. Если также при­нять, что расход запасов устойчив во времени, то

Средний объем запасов = Q / 2 (единиц), где

Q - заказанный объем запасов (в единицах); причем предполагается, что он не изменяется в течение всего рассматриваемого времени. Заказанный объем

Рис. 3. Распределение заказанного объема запасов во времени

Например, при планах производства товара в объеме 13 700 ед. в месяц расход то­вара по нормам соста­вит S = 13 700 х 1,045 = 14316,5 шт. в месяц

Затраты по содержанию запасов (С), по оценкам, составляют 10% транспортно-заго­товительных расходов (925,8 млн. руб./ месяц).

Соответственно С = 0,1 х 925 800/ 14 316,5 = 6,47 тыс. руб. на шт. / месяц

Стоимость выполнения одного заказа (О) составляет 100 тыс. руб.

Оптимальный размер заказа равен:

Q* == 665,2 шт.

Отсюда следует, что заказы должны поступать S/Q* = 14 316,5/665,2 = 22 раза в месяц

  1. Управление дебиторской задолженностью

При управлении дебиторской задолженностью осуществляется:

  1. Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

  2. Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кре­дитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

  3. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженно­стям;

  4. Определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадеж­ных долгов;

  5. Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денеж­ных средств;

  6. Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов ин­кассации.

Приемы управления дебиторской задолженностью:

  1. Учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженно­сти;

  2. ABC-анализ дебиторов;

Например, для повышения качества управления дебиторской задолженностью ОАО «Прогресс» предлагается использовать ABC-метод управления дебиторами. Данный метод предполагает разделение дебиторов по степени их важности для предприятия. К категории «А» предлагается отнести компании приобретающие продукцию на сумму около 5 млн. в месяц и работающих с нашей компанией не менее года (ОАО «Элита», ЗАО «Мастер», ООО «Престиж»). Этой группе дебиторов следует предоставить возможность брать товар в кредит на срок до 3 месяцев и оплачивать его в рассрочку до 4 месяцев. К категории «В» следует отнести компании приобретающие продукцию на сумму от 3 до 1 млн. в месяц и работающих с нашей компанией не менее года (ООО «Альтаир», ЗАО «Алькор», ЗАО «Ахилл» и ООО «Атлант») или приобретающих продукцию на сумму около 5 млн. в месяц и работающих с нами не менее 3 месяцев (ОАО «Новатор»). Этой группе дебиторов следует предоставить возможность брать товар в кредит на срок до одного месяца и оплачивать его в рассрочку до 2-х месяцев. Остальных дебиторов предлагается отнести к категории «С» и работать с ними по предоплате. Для дебиторов находящихся близко к границе какой-либо группы, при отнесении его в ту или иную группу следует применять индивидуальный подход, учитывая надежность клиента, потенциальные перспективы от работы с ним и т.п. В течение прошлого года образовалась безнадежная дебиторская задолженность на 436 тыс. руб. При внедрении АВС-метода управления дебиторами предполагается в будущем полностью устранить образование данного вида дебиторской задолженности. Специалист финансового отдела, отвечающий за работу с дебиторами, обладает свободным временем для внедрения этого метода, то есть затраты на его внедрение отсутствуют. В результате в каждом последующем году ОАО «Прогресс» не будет списывать на убытки суммы безнадежной дебиторской задолженности, то есть будет ежегодно получать чистую прибыль в сумме 436 тыс. руб.

  1. Анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зре­ния инкассации товаров;

  2. Оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

  3. Уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных дол­гов;

  4. Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

  5. Определение размеров скидок при досрочной оплате;

  6. Оценка возможности факторинга (продажи дебиторской задолженности).

В большинстве случаев дебиторская задолженность ранжируется по следующим срокам:

  1. От 0 до 30 дней – первый ранг (отличное состояние);

  2. От 31 до 60 дней – второй ранг (хорошее состояние);

  3. От 61 до 90 дней – третий ранг (удовлетворительное состояние);

  4. Свыше 90 дней – четвертый ранг (не удовлетворительное состояние).

  1. Факторинг и форфейтинг

Факторинг – это продажа дебиторской задолженности.

Виды факторинга:

  1. Открытый и закрытый (конфиденциальный);

  2. Промышленный и розничный;

  3. Внутренний и международный;

  4. «Без финансирова­ния» и «с финанси­рова­нием».

При факторинге «без финансирова­ния» клиент, продавший счет-фактуру факторин­говой компании, получает от нее сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.

Например, для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью в ОАО «Электрон» может быть использован факторинг для получения средств от своевременного погашения дебиторской задолженности. Автор рекомендует передать на операцию факторинга «без финансирования» всю сумму просроченной дебиторской задолженности составляющую 22 620 тысяч рублей. Учитывая, что банк Девон-Кредит взимает комиссию за учетную операцию в размере 14% от суммы долга, подобная операция приведет к перечислению суммы денежных средств в размере 19 453,20 тысяч рублей (22620 тыс. руб. * 86%) на расчетный счет ОАО «Электрон».

Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне за­висимости от предусмотренного срока пла­тежа за товар. При этом факторинговая компания по сути предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финан­сирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Однако наиболее важной услугой является гарантия платежа кли­енту: факторинговая компания обязана опла­тить клиенту все акцептованные (подтвержденные согласием) долги даже в случае не­пла­тежеспособности должников.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух эле­ментов:

1) комиссии (платы за обслуживание счета-фактуры);

2) процентов, взимаемых при досрочной оплате представлен­ных документов.

Форфейтинг – это форма кредитования применяемая чаще всего во внешне торговых операциях. Процесс форфейтинга заключается в том, что банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) – оплатить купленный им товар сразу после поставки, и сам производит полную или частичную оплату стоимости то­вара экспортеру. А форфейтору денежные средства выплачивает импортер. За досрочную оплату форфейтор взимает с экспортера проценты.

  1. Управление денежными средствами

Управление денежными средствами предполагает определение минимально необходимой потребности в денеж­ных средствах для осущест­вления непрерывной текущей хозяйственной деятель­ности (без учета их резерва в форме краткосрочных финансовых вложений).

По упрощенному варианту эта потребность рассчитывается, путем деления предполагаемого объема платежного оборота по теку­щим хозяйственным операциям в предстоящем пе­риоде (ПРдс) на оборачиваемость денежных средств в ана­логичном по сроку отчетном периоде (Одс):

ДСmin = ПРдс/Одс

Детальный прогноз денежных средств предусматривает составление квартального (годового) плана.

Таблица 1