logo
Курс лекций

Раздел 4. Управление текущими затратами и ассортиментом продукции предприятия

В разделе даны понятие и виды текущих затрат предприятия. Раскрыт и пояснен на конкретных примерах процесс расчета производственного рычага, точки безубыточности и запаса финансовой прочности. Объяснена сущность, методика и алгоритм маржинального анализа. Определение точки безубыточности и результаты применения маржинального анализа показаны на соответствующих графиках. Названы основные меры по снижению себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Даны основы управления ассортиментом продукции предприятия.

  1. Понятие и виды текущих затрат предприятия

Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции. Они, как правило, занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты по использова­нию сырья и материалов, основ­ных производственных фондов, комплектующих, топ­лива и энергии, оплате труда и т.д. Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от ее реализации.

Все текущие за­траты предприятия можно подраз­делить на:

  1. Условно-переменные;

  2. Условно-постоянные;

Условно-переменные затраты — зависят от объема производ­ства продукции и изменя­ются прямо пропорционально измене­нию объема производства. С ростом объема производ­ства они увеличиваются и, наоборот, снижаются при уменьшении объема производства.

К ним относят затраты на приобретение сырья и материалов, технологического топлива и энергии, основную заработ­ную пла­ту производственных рабочих, транс­портные издержки, торгово-комиссионные сборы за продажу и другие расходы.

Следует заметить, что название "условно-переменные затра­ты" говорит о том, что от­несение затрат к жестко зависимым от объема производства является условным. На практике нередко возникают ситуации, когда затраты по той или иной статье пе­ременных затрат изме­няются в иных темпах, чем объем произ­водства. Например, при покупке сырья его стоимость может иметь отклонения в зависимости от объема закупаемой партии (т.е. чем больше ве­личина закупки, тем меньше цена).

Условно-переменные затраты, тыс.руб.

Объем производства, ед. прод.

Рис. 5. Зависимость условно-переменных затрат от объема производства

Условно-постоянные затраты — это затраты, не зависящие от ди­намики объема произ­вод­ства. К ним относят: амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала, расходы на отопление и освещение помеще­ний, арендная плата, расходы на административно-хозяйственные нужды и др.

Уровень условно-постоянных затрат в расчете на единицу продукции: являясь неиз­менным для общего объема производст­ва, имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом объема производства и, наоборот, относительному увеличению при снижении объ­ема производства.

Условно-постоянные затраты могут изменяться под воздей­ствием факторов, не связан­ных с изменением объема производ­ства. Например, рост цен, пере­оценка основных фондов, изменение норм амортизационных отчисле­ний и др.

Условно-постоянные затраты, тыс. руб.

Объем производства, ед. прод.

Рис. 6. Зависимость условно-постоянных затрат от объема производства

  1. Эффект производственного рычага и порог рентабельности

Классификация затрат на постоянные и переменные позволяет решать следующие задачи:

  1. Оценить окупаемость затрат;

  2. Оптимизировать величину прибыли;

  3. Определить запас финансовой прочности.

Сопоставление выручки от реализации продукции с сово­купными затратами дает воз­можность определить величину при­были, которую можно получить при заданном объеме производ­ства и соотношении переменных и постоянных затрат.

Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах воз­можностей предприятия, можно оптимизировать прибыль. Эта зави­симость называется "Эффект производственного рычага".

Сила воздействия производственного рычага = (Выручка от реализации продукции - Переменные затраты) / Прибыль от реализации

Сила воздействия производственного рычага показывает, во сколько раз увеличится прибыль по сравнению с увеличением выручки от реализации, т.е. если выручка вырастет на 5%, а сила производственного рычага равна 5, то при­быль увели­чится на 25%.

Очевидно, чем больше доля постоянных затрат в общей ве­личине издержек, тем силь­нее сила воздействия производствен­ного рычага и наоборот. Такая закономерность дейст­вует в усло­виях роста выручки от реализации. При ее снижении сила воз­действия производ­ственного рычага возрастает вне зависимости от доли постоянных затрат значительно быст­рее.

Например: Выручка от реализации продукции на плановый пе­риод составляет 12 000 руб. При переменных затратах 10 000 руб. и постоянных затратах 1 600 руб. плановая величина прибыли состав­ляет 400 руб. Если снизить выручку от реа­лизации на 2%, то при­быль уменьшится сразу на 40% (11 760 - 10 000 - 1600) = 160 руб.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Сила воздействия производственного рычага зависит от структуры активов предпри­ятия, так чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат;

  2. Высокий удельный вес постоянных затрат сужает границы мобильного управле­ния текущими затратами;

  3. Чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше предпринима­тельский риск.

Порог рентабельности характеризует достижение такого объ­ема производства, при ко­тором посто­янные и переменные затраты окупаются, т.е. производство продук­ции ниже этого объема становится невыгодным.

Порог рентабельности = Постоянные затраты/ (Выручка от реализации – Переменные затраты) (в относительном выражении)

Чем меньше порог рентабельности, тем быстрее окупаются затраты и наоборот.

Например:

Выручка от реализации продукции — 12 000 руб.

Переменные затраты — 10 000 руб.

Постоянные затраты — 1 600 руб.

Если выручку от реализации принять за 1, то в относительном выражении переменные затраты будут равны 0, 833 (10000/12000).

Порог рентабельности = 1600/ (1 – 0,833) = 9 580 руб.

Запас финансовой прочности при этом составляет:

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации продукции – Порог рентабельности =

= 12 000 - 9 580 = 2 420 руб.

Таким образом, стратегия управления текущими затратами предполагает определение:

  1. Суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска оп­ределенного объема про­дукции;

  2. Оптимального соотношения между постоянными и пере­менными затратами;

  3. Запаса финансовой прочности;

  4. Сроков окупаемости текущих затрат предприятия.

Финансовый менеджер на основе анализа различных вариан­тов формирования текущих затрат выбирает вариант наиболее под­ходящий для конкретных экономических усло­вий дея­тельности своего предприятия.

  1. Точка безубыточности

Точка безубыточности показывает уровень производства, при котором величина вы­ручки от реализации равна издержкам производства и обращения этого продукта. Для получения прибыли предприятие должно иметь объем реализации пре­вышающий величину, соответствующую точке безубыточности.