logo
вводная ЭиМОТ

2.2 Энергосбережение. Сущность Задачи. Приоритетные направления

В настоящее время энергетический фактор оказывает определяющее влияние на формирование экономической ситуации на Украине. Дефицит топливно-энергетических ресурсов, составляющий примерно 60% потребности народного хозяйства и населения, покрываемый за счет импорта из России, Туркменистана и других стран, моральный и физический износ активной части основных производственных фондов, большая энергоемкость технологий, кризисное состояние финансово-кредитной системы и экономики стран в целом ставит задачи, непосредственно связанные с выживанием государства и его безопасностью. В связи с этим важнейшим направлением развития Украины становится энергосбережение во всех сферах общества.

Энергосбережение– деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии, природных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве (Закон Украины Об энергосбережении, 94 г.)

Энергосберегающая технология– метод производства продукции с рациональным использованием энергии, позволяющий одновременно – уменьшить энергетическую нагрузку на ОС и количество энергетических отходов, получаемых при производстве и эксплуатации изготовленного продукта.

Объективная необходимостьэнергосбережения в Украине определяется значительной зависимостью от импорта ТЭР, уменьшением запасов органического топлива, увеличением капиталоемкости энергетики, уменьшением затрат на сбережении ТЭР в сравнении с их добычей, а также возможностью уменьшения вредного влияния энергетических объектов, энергоемких производств на окружающую природную среду.

К субъективному факторуможно отнести сформированную в прошлые десятилетия недопустимо большую энергоемкость народнохозяйственных комплексов. Это, в первую очередь, касается черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, нефтеперерабатывающей и строительной промышленности, отдельных подотраслей машиностроения.

Энергосбережение признано в Украине одним из приоритетных направлений государственной политики и рассматривается не как очередная кампания, а как долгосрочная и четко спланированная программа действий.

Тесная связь проблемы энергосбережения с проблемами экономики государства в целом показывает, что эффективность энергосбережения у нас непосредственно связанна с уровнем четко очерченной государственной политики.

Для правого обеспечения решения этих проблем 1 июля 1994 г. принят Закон Украины «Об энергосбережении»и Постановление Верховного Совета Украины о порядке введения его в действие, определяющие правовые, экономические и социальныек принципы рационального использования топливно-энергетических ресурсов предприятиями, объединениями и организациями всех форм собственности, действующими на Украине, независимо от их подчиненности. Концепция Закона ориентирована на общепринятые в мировой практике взгляды на сущность и содержание государственной политики в области энергосбережения. В основу Закона положены следующие принципы управления энергосбережением: государственное управление энергосбережением как результат применения экономического и административного воздействия; вневедомственный контроль за использованием топливно-энергетических ресурсов; обязательность государственной экспертизы энергосбережения; стандартизация, сертификация и нормирование в области энергосбережения; экономическое поощрение экономии топливно-энергетических ресурсов, экономические санкции за их нерациональное и расточительное расходование; концентрация внебюджетных финансовых средств, необходимых для реализации государственной политики энергосбережения; юридическое равноправие поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов; международное сотрудничество при решении проблем энергосбережения.

Основные задачи энергосбережения направлены на:

- стимулирование производителей и потребителей энергии на выполнение энергосберегающих мероприятий;

- создание общегосударственного внебюджетного фонда энергосбережения, который согласно Постановлению Кабинета Министров Украины «Об общегосударственном внебюджетном фонде энергосбережения» формируется из платежей за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, за счет отчислений средств из фонда развития топливно-энергетического комплекса, добровольных взносов украинских и зарубежных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства зарубежных стран, других поступлений, не запрещенных законодательством Украины;

- финансирование и материально-техническую поддержку мероприятий, обеспечивающих рациональное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов, для чего Постановлением Кабинета Министров Украины от 07.02.96г. предусмотрено создание на региональном уровне местных фондов энергосбережения, источники формирования которых будут определяться с учетом условий и структуры потребления топливно-энергетических ресурсов, состояния экономики региона;

- стимулирование потребителей к энергосбережению посредством системы ценообразования, льгот, дотаций, штрафных санкций.

При разработке мероприятийпо энергосбережению, эффективного использования ТЭР целесообразно учитывать факторы:

  1. смещение акцентов работы в сфере практической деятельности;

  2. отраслевые и региональные особенности и интересы (региональные особенности формирования и развития ТЭК страны, обеспеченность собственными энергоресурсами, производственную специализацию регионов и т.п.);

  3. сотрудничество с иностранными партнерами должны проводиться с точки зрения государственных интересов Украины, а не ее отдельных учреждений (поиск баланса интересов);

  4. перевооружение (модернизация) основных технологических направлений, в первую очередь с экспортным потенциалом и критических по импорту ТЭР (энергетика, черная металлургия, машиностроение, нефтехимическая, цементная, сахарная промышленность и др.)

  5. формирование базы по производству и выпуску отечественной конкурентоспособной энергосберегающей продукции (технологий, устройств, оборудование, материалов, конструкций).

Украина – рынок, который должен быть освоен отечественными производителями этой продукции;

  1. проведение взвешенной инвестиционной политики;

  2. использование промышленных отходов, ВЕР;

  3. предоставление налоговых льгот производителям и потребителям энергоэффективной техники и технологий;

  4. экологические аспекты.

Для Украины желательно выделить три этапапроведения энергосберегающей политики:

  1. первоочередные антикризисные действия;

  2. переходной период формирования рыночных отношений (регулированного энергетического рынка);

  3. перспективная политика энергосбережения.

На первом этапецелесообразным является наведение элементарного порядка в энергообеспечении и энергоиспользовании (учет, контроль, краткосрочные организационные и технические мероприятия в промышленности, строительстве, аграрном секторе, на транспорте, в непроизводственной сфере). Важное значение имеет энергосбережение в быту (например, утепление домов).

Второй этап– повышение энергетической эффективности производственной и непроизводственной сфер; использование научно-технического потенциала, модернизация производства; создание и внедрение конкурентоспособной техники; разработка полной системы стандартов и нормативов; комплексный энергетический аудит (экспертиза). Этап предусматривает создание энергоэффективных зон, пилотных проектов, интенсивный обмен опытом.

Перспективная политика энергосбережения– структурная перестройка, существенное снижение техногенных факторов, формирование оптимальных уровней самоэнергообеспечения регионов, областей, обеспечение социально-бытовых нужд человека.

Комплекс мероприятий (организационные, технические, правовые, нормативные, регламентно-ограничительные, налоговые и т.п.), которые должны вывести Украину на мировой уровень эффективности использования ТЭР, включает:

- государственное управление энергосбережением, которое Кабинет Министров Украины осуществляет через Держкомэнергосбережения;

- создание законодательной базы, которая обеспечивает приоритетность политики энергосбережения;

- приведение нормативной базы энергосбережения у среднему мировому уровню;

- долгосрочные налоговые льготы энергопотребителям, показатели энергоэффективности которых находятся на мировом уровне;

- льготную кредитную и инвестиционную политику относитьельно энергопотребителей при реализации энергосберегающих проектов;

- эффективный административный и инструментальный контроль энергопотребления;

- поддержку при создании и координацию деятельности энергосберегающих компаний, ассоциаций, обществ и т.п.

- интенсификацию научных исследований и разработок энергосберегающих технологий, оборудование, материалов, приборов и т.п.;

- организацию производства энергии из альтернативных и возобновляемых источников;

- активное распространение знаний и достижений в сфере энергосбережения, эффективного использования ТЭР.

Возможное определение таких приоритетов в проведении политики энергосбережения в Украине:

  1. технологический (применение высокоэффективных энергосберегающих технологий, оборудования);

  2. отраслевой (энергоемкие области, области с экспортным потенциалом и критические по импорту (металлургия, энергетика, нефтехимическая, цементная, сахарная промышленность, сельское хозяйство));

  3. социально-коммунальная сфера, бытовая;

  4. формирование информационно-медицинского обеспечения;

  5. создание льготного налогово-экономического механизма для производителей и потребителей энергоэффективной техники и технологий;

  6. формирование нового энергосберегающего мировоззрения населения, системы образования и обучения в сфере энергосбережения.