logo
Экономика / экон / econ428 / Макроэкономика_Белоусов В

Перспективы устойчивого экономического роста

рошедший этап рыночный трансформации показал, что либерализация несовместима с интересами страны и привела к огромным экономическим и геополитическим потерям. Если состояние зависит от экспорта природных ресурсов, спрос ограничивается покупательной способностью населения, которая ниже, чем в экономически развитых странах, в 3-5 раз; данные о росте экономики за счет роста производства сырья и полуфабрикатов показывают неэффективность проводимой экономической политики. Компании усиленно эксплуатируют ресурсы, созданные в советский период, и при их истощении добыча прекратится. Некоторое представление об этом дают данные правительственного прогноза (таблица 5.1).

2004 г.

2005 г.

2008 г.

Прирост ВВП, в % к предыдущему году...

3,8-5,2

4,8-5,9

5,0-6,5

Структура производства ВВП, %:

производство товаров

производство услуг

35,4

53,8

35,1

54,1

34,4

54,8

Расходы федерального бюджета, в % к ВВП

14,3

13,5

13,0

Расходы консолидированного бюджета, в % к ВВП

24,8

23,2

Инфляция, %

8-10

6,5-8,5

5-7

Продукция промышленности, прирост в % к предыдущему году

3,6-4,7

4,0

4,6-5,7

Структура промышленного производства, %:

доля добывающих отраслей

доля обрабатывающих отраслей

48,9

51,1

48,2

51.8

45,7

54,3

Продукция сельского хозяйства, прирост в % к предыдущему году

3,5-4,0

3,5-4,0

3,5-4,0

Экспорт товаров, млрд. долл. США

113,2-125

114,6-131,4

126-153

Структура экспорта, %:

сырье и материалы

машинотехническая продукция

90,7

9,3

90,3

9,7

89,0

11,0

Таблица 5.1 Основные прогнозные показатели социально-экономического развития России в 2004-2008 гг.

Темпы роста ВВП прогнозируются исходя из сложившейся динамики при благоприятной ситуации на рынке энергоресурсов. Согласно правительственному прогнозу экспорт нефти в 2007 г. возрастет до 259,8 млн. т. – прирост составляет 40 % к уровню 2002 г.; динамика распределения добытой нефти также редставляет интерес. В 2002 г.добыча нефти составила 348 млн. т.; на внутреннее потребление пошло 109,2 млн. т, или 0,76 т на душу населения. Для сравнения: в 1985 г. из 542 млн. т нефти, добытых в РСФСР, вывезено 185,3 млн. т. На внутреннее потребление осталось 356,7 млн. т (на душу населения – 2,51 т). Можно сделать вывод о том, что при нынешней политике экономический рост не обеспечен необходимыми энергетическими ресурсами, и эта политика требует радикальных изменений.

В связи с этим целесообразно предложить некоторые меры, позволяющие активизировать резервы стабилизации и обеспечения устойчивости экономики:

На макроэкономическом уровне следовало бы провести работу, направленную на мобилизацию источников накопления и инвестирования расширенного воспроизводства. При этом надо иметь в виду, что достижение устойчивого экономического роста обусловлено не столько сбережениями, сколько реальным использованием производственных мощностей, незанятых трудоспособных граждан.

Научно-технического и интеллектуального потенциала, эффективным применением природных ресурсов. Механизмов и инструментов государственного регулирования экономики. Этому должен способствовать и рынок товаров и капиталов стран СНГ.

Необходимо восстановить воспроизводственную функцию финансовой системы, обеспечить реструктуризацию коммерческих банков, проведение активной финансовой политики государства, когда эмиссия долговых обязательств велась бы с учетом их оптимального погашения. При этом размещение обязательств с высокой доходностью должно быть направлено на обеспечение темпов роста экономики и укрепление доходной базы бюджета.

Существенное увеличение бюджетных доходов и повышение эффективности валютного регулирования возможны при условии обеспечения стимулирующей рои налоговой политики в производстве, оптимального использования государственного контроля за рынком алкогольной продукции. Вместе с тем необходимы меры, направленные на ограничение негативного воздействия оффшорных зон на движение капиталов из России.

Для обеспечения устойчивости рубля целесообразно снизить экономическую зависимость российского финансового рынка от спекулятивного воздействия иностранного капитала путем жесткого установления санкций в отношении нарушений валютного законодательства, усиления защищенности отечественного финансового рынка от резких колебаний мировой конъюнктуры, восстановления ограничений на вывоз капитала и сферы использования валютных счетов. Гибкая политика обменного курса рубля должна обеспечивать поддержание конкурентоспособности прежде всего отечественных товаропроизводителей, как и потребности платежного баланса.

Меры по созданию условий стабилизации и роста производства взаимосвязаны с оживлением инвестиционной активности и нормализацией платежного оборота. Для устойчивого развития производственной и инвестиционной сфер, их реструктуризации необходимы механизмы бюджета развития, в том числе предоставление государственных гарантий под инвестиционные кредиты, а также выполнение государственной инвестиционной программы.

Исключительна по актуальности проблема государственной поддержки и стимулирования НТП, развития инновационной деятельности, конверсии наукоемкой промышленности.

Научно обоснованная стратегия экономического роста должна стать комплексной и системной, включающей структурную, промышленную, научно-техническую, инвестиционную и внешнеторговую политику как необходимые предпосылки для обеспечения прочной стабилизации, а затем устойчивого развития и эффективного функционирования отечественных товаропроизводителей. Этому должны способствовать преодоление дезинтеграции экономической системы, трансформация сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного оборота, стимулирование инновационной активности и структурной перестройки экономики, ее модернизации на современной технологической основе. Стимулирование и повышение конкурентоспособности российских производительных структур важно направить на решение задач социально организованной экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты.