logo
Шпора к м

8. Капитал в сфере торговли. Торговая прибыль и механизм её образования.

Торговый капитал представляет собой обособившуюся часть промышленного капитала, которая обслуживает процесс реализации товаров. На ранних этапах развития капитализма владелец промышленного капитала сам занимается реализацией товаров. Однако по мере расширения объемов производства и роста времени обращения возникла нужда в особой группе капиталистов – торговцах, занимающихся реализацией готовой продукции. Движение торгового капитала может быть представлено формулой Д - Т- Д| , которая языком символов выражает действия капитала торговца, а именно куплю товаров ради продажи с прибылью.

Торговый капитал, как и всякий другой капитал, приносит его владельцу определенный доход, называемый в данном случае торговой прибылью. Её источником служит прибавочная стоимость, созданная в сфере производств. Следовательно, торговая прибыль – это часть прибавочной стоимости, которую капиталист – промышленник уступает капиталисту – торговцу за услуги последнего по реализации товаров.

Часть прибавочного продукта, производимого мелкими товаропроизводителями, присваивается торговцами в виде торговой прибыли. Торговая прибыль торговцев выступает как разница между ценой производства товара, которая измеряется материальными издержками, затраченными на его производство и реализацию, плюс средняя прибыль (и по которой продается товар торговцем на товарном рынке), и закупочной ценой, по которой торговец скупает у мелких товаропроизводителей их продукты труда, превращающиеся в товары. Разница между рыночными и закупочными ценами составляет торговую прибыль купца. Рыночная цена, по которой купец продает товар, соответствует цене производства товара, которая выше его стоимости. А закупочная цена, по которой мелкие товаропроизводители продают свой продукт труда торговцу также по цене производства, как правило, ниже стоимости.

Торговая прибыль (Пт) - разница между денежной выручкой и первоначально авансированной суммой Пт = Д' - Д.

Масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит: а) от количества реализованных продуктов; б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними; в) издержек торговли.