15. Закон убывающей предельной производительности:
ЗУПП: «увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности». Для иллюстрации действия закона вводим понятия: общий продукт – производство продукта с помощью ряда факторов, один из которых является переменным, а остальные – постоянными; средний продукт – результат деления общего продукта на величину переменного фактора; предельный продукт – приращение общего продукта за счет приращения переменного фактора. Если переменный фактор будет приращиваться непрерывно бесконечно малыми величинами, то его произв-ть будет выражаться в динамике предельного продукта, и мы сможем отследить ее на графике (рис.1).
Рис. 1. Действие з-на убывающей предельной пр-ти.
Построим график, где основная линия ОАВСВ – динамика общего продукта: 1. Разделим кривую общего продукта на отрезки: ОВ,ВС,СD. 2. На отр.ОВ произвольно возьмем т.А, в которой общий продукт(ОМ)=переменному фактору(ОР). 3. Соединим т.О и А – получим ОАР, угол которого из точки координат графика обозначим α. Отношение АР к ОР–средний продукт–tg α. 4. Проведем касательную к т.А. Ось переменного фактора она пересечет в т.N. Сформируется APN, где NP–предельный продукт–tg β.
На всем отр.ОВ tgα<tgβ, т.е. средний продукт растет медленнее предельного. Следовательно, имеется возрастающая отдача от переменного фактора и ЗУПП действия не проявляет. На отр.ВС рост предельного продукта сокращается на фоне продолжающегося роста среднего продукта. В т.С предельный и средний продукт равны γ, т.е. начал проявляться ЗУПП. На отр.СD средний и предельный продукты сокращаются, причем предельный быстрее среднего. Общий продукт продолжает расти. Действие закона проявляется в полной мере. За т.D, несмотря на рост переменного фактора, начинается абсолютное сокращение даже общего продукта.
- 13. Издержки, выручка и прибыль.
- 14. Принцип максимизации прибыли.
- 15. Закон убывающей предельной производительности:
- 16. Эффект масштаба.
- 17. Рынок совершенной конкуренции.
- 18. Рынки несовершенной конкуренции. (Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Антимонопольное и антитрестовое регулирование.)