Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Информационные технологии в экономике» Статья I.Пояснительная записка
1.1. Требования Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Информационные технологии в экономике»
ЕН.Ф.09 Информационные технологии в экономике. 120 часов. Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация; информационная модель предприятия; технология баз информации; автоматизация операционных задач; электронная документация и её защита; автоматизация текущего планирования; автоматизация стратегических задач управления; информационные системы на предприятии.
1.2. Основные положения дисциплины
Дисциплина «Информационные технологии в экономике» относится к числу общих математических и естественнонаучных дисциплин федерального компонента и является важной составляющей подготовки будущего экономиста-менеджера. Назначением данной дисциплины формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области создания, функционирования и применения информационных технологий для решения функциональных задач управления и организации системы поддержки принятия решений. Содержание дисциплины отражает передовые достижения в сфере информационных технологий в нашей стране и за рубежом, а также семилетний опыт преподавания дисциплины самим автором.
В содержании теоретической части программы большое внимание уделяется информационным процессам управления организацией, современной методологии анализа и проектирования её информационной модели, защите информации, разработке и применению электронной документации, использованию информационных систем на предприятии для автоматизации операционных задач, текущего планирования и стратегического управления. Практическая часть программы направлена на изучение рациональной технологии поиска и анализа экономической и правовой информации, освоение навыков работы в современных автоматизированных информационных системах, моделирование бизнес-процессов, решение задач учёта, анализа и планирования хозяйственной деятельности организации.
Для усиления связи теории и практики изложение материала иллюстрируется примерами, на которых показана взаимосвязь между бизнес-процессом, информационно-технологическим окружением и приложениями экономических информационных систем, организации их информационного, программного и технического обеспечения. Эти примеры объясняют основополагающие принципы построения информационных систем в экономике.
В соответствии с действующим учебным планом, утверждённым 7 декабря 2005 г., на изучение курса студентами различных форм и сроков обучения отводится разное количество часов, что отражено в тематических планах прохождения дисциплины. Формами итогового контроля знаний студентов всех форм обучения является зачёт.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
Цель курса: формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по применению современных информационных технологий в экономике и управлении.
Основной задачей изучения дисциплины является приобретение студентами прочных знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса. Воспитательной задачей дисциплины является формирование у студентов инициативности, самостоятельности, способности успешной социализации, профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств.
В результате изучения курса студенты должны свободно ориентироваться во всем многообразии информационных технологий, знать основные способы и режимы обработки экономической информации, а также обладать практическими навыками использования инструментальных и прикладных информационных технологий в различных отраслях экономики и управления.
1.4. Краткая характеристика дисциплины
«Информационные технологии в экономике» изучает системно организованные для решения задач управления совокупности методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам. Отдельные разделы посвящены автоматизации бухгалтерского учёта и операционного менеджмента.
Программа дисциплины состоит из восьми тем:
Автоматизированные информационные технологии
Информационная модель предприятия
Технология баз информации
Электронная документация и её защита
Информационные системы на предприятии
Автоматизация операционных задач
Автоматизация текущего планирования
Автоматизация стратегических задач управления
К каждому разделу даются контрольные вопросы к лабораторной и самостоятельной работам и списки литературы.
Список сокращений:
АИТ- автоматизированные информационные технологии
ИСЭ - информационные системы в экономике
АИС – автоматизированные информационные системы
КИС - корпоративная информационная система
1.5. Междисциплинарные связи учебной дисциплины
До начала изучения курса студент должен иметь знания по основам макро- и микроэкономики, математики, информатики, компьютерных сетей, основ менеджмента и маркетинга, бухгалтерского учета и статистики.
- Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «ИнформационнЫе технологии в экономике»
- 080502.65 Экономика и управление на предприятии
- Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Информационные технологии в экономике» Статья I.Пояснительная записка
- 2. Содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в экономике»
- 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.2. Тематические планы
- 2.3 Содержание тем учебной дисциплины «Информационные технологии в экономике
- Тема 1. Автоматизированные информационные технологии (аит).
- Тема 2. Информационная модель предприятия.
- Тема 3. Технология баз информации.
- 3. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины «Информационные системы в экономике»
- 3.1. Методические рекомендации для преподавателя
- 3.2. Методические указания для студентов
- 3.2.1. Методические указания для самостоятельной работы студентов
- Тема 1. Автоматизированные информационные технологии в экономике:
- Тема 2. Информационная модель предприятия.
- Тема 3. Технология баз информации
- Тема 4. Электронная документация и её защита.
- Тема 5. Автоматизированные информационные системы на предприятии.
- Тема 6. Автоматизация операционных задач.
- Тема 7. Автоматизация текущего планирования.
- Тема 8. Автоматизация стратегических задач управления
- 3.2.2. Планы практических занятий
- I I. Создание информационной модели предприятия. Моделирование бизнес - процессов.
- Лабораторная работы № 8. Создание диаграммы idefз.
- Литература:
- IV. Информационная система на предприятии на примере аис Парус-предприятие. Совместная работа арм «Администратор», арм «Бухгалтерия», арм « реализация и склад» и «Бухгалтерия». Литература:
- 3.3. Перечень учебного оборудования и программного обеспечения
- 3.4. Перечень основной и дополнительной литературы
- Статья IX.Провалов, в.С. Автоматизированные информационные технологии управления [Текст]: учебное пособие / в.С. Провалов. – Киров: Изд-во ВятГгу, 2003. – 250 с.
- 4.Требования к уровню освоения программы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- 4.1 Требования к уровню освоения программы
- 4.2 Формы текущего и промежуточного контроля знаний студентов
- Примерный перечень вопросов к зачёту.
- Примерный перечень вопросов к переаттестации.
- Материалы, устанавливающие содержание, порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций
- 1.Примерный перечень вопросов к зачёту.
- 2. Примерные тесты итоговой проверки знаний студентов