Конкуренция, её виды и типы.
Конкуренция – важнейшая форма функционирования рыночных отношений.
Функции конкуренции в рыночном механизме:
-
Регулирующая функция;
-
Функция мотивации;
-
Функция контроля.
Конкуренция (от лат. concurro - соперничать) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи.
В качестве регулирующего механизма выступают три вида конкуренции:
-
Конкуренция среди покупателей (более конкурентный тот, кто сможет приобрести больше товаров и по чуть завышенной цене);
-
Конкуренция среди продавцов (наивысшую конкурентную способность показывает продавец, который сможет продать товар по чуть заниженной цене, но выиграет за счет объёма продаж);
-
Конкуренция между армией продавцов и армией покупателей.
Типы конкуренции:
-
Внутриотраслевая (в пределах одной отрасли за наивысшую прибыль и наилучшие условия продажи готовой продукции) и межотраслевая (предприниматели, занятые в разных отраслях, конкурируют за наилучшие условия вложения капитала в ту или иную отрасль) конкуренция;
-
Ценовая и неценовая конкуренция (по методам осуществления).
Сейчас в развитых рыночных странах монополии на практике используют такой метод конкуренции, как ценовая дискриминация – это когда фирма использует практику применения различных цен на одни и те же товары. Это возможно потому, что:
-
В силу обособления рынков друг от друга по географическому положению и по различным тарифным барьерам;
-
В силу различной реакции на спрос и предложение по различным рынкам (Покупатели готовы покупать товары по завышенным или заниженным ценам).
Неценовая конкуренция – техническое превосходство, высокое качество продукции, высокая надежность, более эффективные методы сбыта, использование маркетинга, расширение гарантий послепродажных услуг населению.
-
Совершенная и несовершенная конкуренция. Здесь берется факт самостоятельности хозяйствующих субъектов.
Совершенная конкуренция (из «Экономических основ рынка» - пять пунктов свободного рынка):
-
Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него;
-
Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные;
-
Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны;
-
Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.);
-
На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим.
Несовершенная конкуренция проявляется в трех формах:
-
Абсолютная (чистая) монополия;
-
Олигополия;
-
Монополистическая конкуренция.
Первому совершенному типу и трем формам несовершенной конкуренции соответствуют 4 модели современного рынка.
-
Рынок совершенной конкуренции. К данному типу близко подходит сельское хозяйство. Большое число участников рынка, стандартизованная продукция, отсутствие контроля над ценами, отсутствие препятствий для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, неограниченный доступ к информации;
-
Монополистическая конкуренция. Характеристики: большое число фирм, разнообразный тип продукции, слабый контроль над ценами, незначительные ограничения при вступлении в отрасль, есть неценовая конкуренция (реклама), есть затруднения в доступности информации. Такая модель характерна для розничной торговли легкой промышленности;
-
Олигополистическая модель. Характеристики: На рынке главную роль играют несколько крупных фирм, стандартизованная с незначительной долей дифференциации продукция, существенные препятствия для вхождения в отрасль, использование всех видов конкуренции, ограничения по доступу к информации. Характерно для автомобилестроения, нефтяной отрасли и т.п.;
-
Чистая монополия. Одна крупнейшая фирма занимается производством и продажей той или иной продукции. Это относится к уникальным видам продукции, значительный контроль над ценами, вступление в отрасль блокировано, существенные ограничения в доступе к информации о фирме. Например, Дебирс – обработка алмазов, ИНКО – добыча никеля.
.Причины возник. монополизма, антимонопольное регулирование.
Монополия (от моно – один и греч. pōléō - продаю) – это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.
Со стороны спроса аналогом монополии будет монопсония. Монопсония – это такое положение на рынке, когда существует только один покупатель на товар.
Чистая монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции.
Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия.
Причины возникновения монополий:
-
Крупные научно-технические открытия;
-
Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.
-
Появление новых форм собственности, особенно акционерных.
Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны (негатив) монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны. Монополии могут усиливать неравенства в доходах. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны (позитив) продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная фирма может осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы.
Существует три вида монополий:
-
Закрытая. Когда монополия защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав;
-
Естественная. Такая монополия возникает в такой отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для низких цен необходима общественная деятельность. Пример: Монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами;
-
Открытые. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукции, но не имеет юридической защиты от конкуренции. Пример: Фирмы впервые выходящие на рынок со своей продукцией.
- Вопросы к зачету по экономической теории.
- Меркантилизм.
- 1.Предмет эк. Теории, ее функции.
- Предмет экономической теории.
- Экономические законы.
- Функции экономической теории.
- Методы исследования экономических процессов.
- 3 Типа собственности:
- Классификация собственности:
- Факторы
- Прогресс
- Экономические ресурсы.
- Формы организации общественного производства.
- 2.Экономические системы их типы, модели.
- Традиционная система.
- Командно-административная система.
- Рыночная.
- Смешанная.
- Экономические основы рынка.
- Понятие рынка, его характерные черты и причины возникновения
- Характерные черты рынка (свободного, совершенного)
- Причины возникновения рынка.
- Рыночные отношения.
- Функции и роль рынка в хозяйственной жизни страны. Его ограниченность.
- Общие условия и особенности становления рыночной системы в России.
- Система рынком и их инфраструктура.
- Критерии разделения рынков на группы:
- Инфраструктура рынка (ов)
- Элементы инфраструктуры
- 3.Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
- 9.Эластичность.
- Краткосрочный.
- Среднесрочный
- Долгосрочный.
- .Потребительское поведение. Бюджетная линия, кривые безразличия. Основы теории потребительского поведения.
- Конкуренция, её виды и типы.
- Мировая практика антимонопольного регулирования.
- Особенности монополии в Российской экономике.
- Организационные формы монополии.
- 21.Издержки производства. Постоянные, переменные, валовые, предельные. Издержки производства и их структура.
- Теория цены товара. Равновесные цены.
- Понятие дохода в теории факторов производства.
- Прибыль. Ее источники и функции, которые она выполняет в экономике страны.
- Источники прибыли
- 28.Заработная плата. Сущность заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
- Факторы определяющие размер заработной платы.
- Основные формы и системы организации заработной платы.
- 29.Макроэкономическкие цели. Внп, ввп, чнп, нд. Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические цели.
- Альтернативные методы измерения макроэкономических результатов. Соп, внп, ввп, чнп, нд.
- 30.Внп. Подходы к измерению.
- 31.Номинальный и реальный внп. Дефлятор.
- 32.Национальное богатство. Структура и источники роста нац.Богатства. Национальное богатство общества и его структура.
- 33.Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Равновесное состояние макроэкономики. Эффект мультипликатора.
- 34.Потребление и сбережения. Функции, влияние на объем нац. Приозводства. Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения.
- Предельные склонности к потреблению и сбережению.
- 35.Инвестиции. Мультипликатор. Инвестиции и их роль в развитии национальной экономики. Факторы определяющие их величину.
- Равновесное состояние макроэкономики. Эффект мультипликатора.
- 36.Экономический рост. Сущность, цели, типы. Экономический рост: сущность, цели, типы, темпы.
- 37.Факторы эк. Роста. Показатели эффективности их использования.
- Показатели эффективности общественного производства.
- Факторы экономического роста.
- 38.Структурные преобразования общественного производства в рф. Экономический рост и структурные изменения в экономике.
- Современные тенденции экономического роста.
- 39.Цикличность, причины. Виды циклов. Циклический характер развития общественного производства. Виды экономических циклов.
- Виды экономических циклов.
- Короткие (краткосрочные).
- Средние (промышленные).
- Длинные.
- Промышленный цикл и его фазы.
- 40.Безработица. Последствия.
- Причины и виды безработицы.
- 41.Инфляция, виды, последствия. Сущность инфляции. Ее виды, типы и формы.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- 42.Причины и источники инфляции. Причины и источники инфляции.
- 43.Система антиинфляционных мер. Система антиинфляционных мер.
- 44.Экономические функции гос-ва. Роль государства. История эволюции представлений о роли государства в экономике.
- Сущность государственного регулирования экономики.
- Регулирование экономического цикла.
- Структура экономики (народного хозяйства страны).
- Денежное обращение.
- Основные формы и методы государственного регулирования экономики.
- Проблемы и ограничения государственного вмешательства в экономику.
- 45.Кредитно-банковская система. Структура.
- Биметаллизм.
- Монометаллизм.
- Денежная масса и ее структура.
- 46.Реформирование Банковской системы в России
- 47.Сущность кредита, формы, функции.
- 48.Финансовая система, бюджет, профицит и дефицит, госдолг.
- 49.Деньги.
- Функции денег:
- Мера стоимости.
- Средства обращения.
- Средства накопления и образования сокровищ.
- Функция платежа
- Мировые деньги.
- 50.Налоговая система и налоговая политика в России.
- 51.Фискальная политика, механизм ее действия.
- 52.Возникновение и становление всемирного хозяйства. Важнейшие формы международных экономических отношений.
- 53.Международное разделение труда.
- 54.Вывоз капитала и его формы как проявление интернационализации хозяйственной жизни.
- 55.Развитие интеграционных процессов в мировой экономике (ес, нафта, атес) Азиатско-тихокеанское эконономическое сотрудничество (атэс)
- 56.Международая торговля
- 57.Международные экономические организации (мвф, мбр, ебрр,вто). Их роль в регулировании мирохозяйственных отношений.
- Цели мвф:
- Принципы мвф:
- Во всех своих инвестиционных операциях ебрр должен:
- Цель создания вто
- Основные принципы вто
- 58.Междунардная валютная система и валютный курс Валютная система
- Валютный курс
- 59.Интернационализация и глобализация международных экономических отношений
- 60.Рентные отношения на рынке земли и природных ресурсов. Земельная рента.