Классическая школа - начало экономической теории как науки.
В ХVII в. необходимость в теоретическом анализе функционирования механизма товарно-денежных отношений, исследовании условий и экономических законов развития рыночного хозяйства, формировании соответствующего понятийного аппарата предопределили эволюцию экономической мысли и возникновение новой школы — классической политической экономии, которая выступила с обоснованием идей экономического либерализма, предполагающего невмешательство государства в экономическую жизнь, неограниченную свободу конкуренции предпринимателей.
С возникновением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием политическая экономия.
Школа носит название «классической» за подлинно научный характер ее концептуальных построений и методологии исследования, за объективный анализ закономерностей развития товарного хозяйства и включение в объект исследований сферы производства.
К достоинствам данной школы необходимо отнести следующее:
экономическая мысль развивалась на более зрелой методологической основе. Классиками были обоснованы и использованы общефилософские, специальные способы и приемы исследования; анализ был перенесен в сферу производства и исследовался механизм функционирования простого товарного и рыночного хозяйства; сформировался категориальный аппарат экономической науки; определились функциональная роль, предмет и объект политической экономии; были выведены объективные экономические законы, определились механизмы их познания и использования; при анализе в качестве исходной использовалась категория стоимости, была создана трудовая теория стоимости.
Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце ХVII — начале ХVIII вв. и в своем развитии прошла четыре этапа.
Первый этап становления классической школы (конец ХVII — начало ХVIII вв.) включает разработки У.Петти, П.Буагильбера, школы физиократов, которые выступили с аргументированной критикой меркантилизма, занялись поиском богатства в сфере производства, исследованием функционирования простого товарного хозяйства и выдвинули трудовую теорию стоимости; Второй этап развития классической школы (последняя треть ХVIII в.) связан с произведениями А.Смита, который занялся разработкой проблем воспроизводства и экономических законов функционирования рыночного хозяйства, сформировал категориальный аппарат политической экономии, заложил основы современной микроэкономики, макроэкономики и интерэкономики; Третий этап эволюции классической школы (первая пол. ХIХ в.) включает разработки последователей А.Смита, которые занялись переосмыслением и обогащением его идей, исследованием многообразных проблем функционирования рыночной экономики. Среди них: французы Ж.Сэй, Ф.Бастиа, С.Сисмонди, англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус, Н.Сениор, американец Г.Кэри и др. Четвертый, завершающий этап развития классической школы (ХIХ в.) охватывает разработки Дж.С.Милля, завершившего теоретическое обобщение проблем формирования понятийного аппарата экономической науки
- Экономическая теория как наука общественная.
- Роль практики в познании экономических явлений и процессов.
- Последовательность изучения экономических явлений и процессов. Характеристика метода познания. Особенности метода классического и неоклассического направлений.
- Необходимость и формы смены экономических систем. Переходные отношения. Эволюционный и революционный характер смены экономических систем.
- Критерии выделения экономических систем. Общетеоретические модели систем,
- Производство и воспроизводство. Виды воспроизводства, наиболее типичный вид
- ?Структура экономических отношений и их объективный характер.
- Экономические законы, их объективный характер, виды, возможности познания и использования.
- Экономические явления и экономические категории. Экономические интересы, их виды, согласованность и противоречивость.?
- Предмет экономической теории, ее функции.
- Производительные силы и производственные отношения, их взаимодействие в процессе развития.
- Экономические ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов и проблема оптимального выбора. Факторы производства.
- Производственные возможности и их границы. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания вмененных издержек.
- Целевые функции производства. «Дерево целей» как ориентир в развитии производства.
- Закон возвышения потребностей. Система потребностей и степень их удовлетворения.
- Валовой внутренний и валовой национальный продукты: их общность и различия.
- Производительность труда и факторы, ее определяющие.
- Интенсивность труда, ее виды и роль в процессе производства.
- Полезность, общая полезность, предельная полезность: сравнительный анализ.
- Эк. Сист., ее структура и функция.
- Многоукладность рыночной экономики и ее причины. Многообразие системных образований в современном мире.
- Ординалистский и кардиналистский подходы к измерению предельной полезности.
- Меркантилизм как самостоятельное направление экономической теории. Ранний и поздний меркантилизм.
- Физиократы и первая модель общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф. Кенэ.
- Классическая школа - начало экономической теории как науки.
- Неоклассическое направление экономической теории и его отличия от классической школы экономической теории.
- Теория потребностей к. Менгера и ее связь с предельной полезностью. Потребности и блага: их классификация.
- Теория предельной полезности. Факторы, определяющие предельную полезность.
- Антимаржиналистская революция и ее направленность на возрождение традиций классической школы.
- А. Маршалл о цене равновесия. Цена равновесия и конкурентная рыночная цена.
- Модель общего экономического равновесия. Закон л. Вальраса.
- Критика рыночной экономики в работе т. Веблена «Теория праздного класса».
- Теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования экономики в работе д. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
- Основной психологический закон д. Кейнса и его влияние на совокупный спрос.
- Теория «эффективного спроса» д. Кейнса и ее влияние на процесс воспроизводства.
- Основные теоретические идеи монетаризма м. Фридмана. Закон движения
- Неолиберальная модель «социального рыночного хозяйства» л. Эрхарда и ее
- Неолиберализм о двух «идеальных типах» хозяйства: их сравнительный анализ. Роль государства в формировании типов хозяйства. Веер в. Ойкена.
- Основные теоретические идеи работы д. Мида «Агатотопия: экономика партнерства». Практическая реализация идей агатотопии в странах рыночной экономики и ?в рф. ?
- Институционализм об ограниченности рыночного механизма, необходимости и формы «социального контроля».
- Роль маржинализма в формировании неоклассического направления экономической теории.
- Н.Маршалл о двух лезвиях ножниц
- Дж. Кларк о предельной производительности факторов производства.
- К ритическая направленность институционализма против неоклассического направления.
- Теория «коллективных действий» д. Коммонса.
- Д.Кейнс о вынужденной безработице
- М.Фридман о роли денег в регулировании воспроизводственного цикла
- Количественная теория денег в трактовке монетаризма.
- Целевая направленность производства. «Дерево целей».
- Собственность как экономическая категория, единство отношений присвоения и отчуждения.
- Экономическое и юридическое содержание собственности. Теория «пучка прав собственности», структура прав, передача прав, согласование обязанностей.
- Критерии классификации форм собственности и определения их эффективности.
- Государственная собственность, ее эффективность, преимущества и недостатки.
- Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах и в рф, специфика приватизации в рф на современном этапе.
- Корпоративная форма собственности, ее основные черты. Монополистическая и простая форма корпоративной собственности.
- Частная собственность, ее формы, преимущества и недостатки. Функциональная социализация собственности.
- Преобразование отношений собственности: разгосударствление (полное и частичное) и огосударствление (национализация), их причины и взаимообратимость.
- Коллективная собственность работников предприятий и эффективность ее функционирования
- Послание Президента рф Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010