logo
Otvety_na_bilety_po_ek_ucheniam

Теория предельной полезности. Факторы, определяющие предельную полезность.

И спользование предельных (т.е. приростных) величин. Само слово «маржинализм» происходит от латинского margo, что означает край, предел. Маржиналисты впервые прнменяют категории - предельная полезность и предельная производительность.

Теория предельной полезности базируется на представлении о том, что хотя потребности людей вообще говоря, безграничны - потребность в определенном товаре может быть удовлетворена.В пределах ограниченного промежутка времени в течении которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают.Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара.

U1< U2 < U3 < U4

∑ U1+ U2 + U3 + U4 = общая полезность

Предельная полезность – способность удовлетворять наименее интенсивную потребность; дополняя полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги.

Теория предельной полезности исходит из того, что цена товара – результат не труда, а индивидуальных предпочтений потребителей; ценность блага определяется его количеством, точнее последней из его частей, которая определяет цену всего блага.

Маржинальная полезность означает полезность, которая еще будет получена. Ценность имеют лишь те блага, количество которых недостаточно для удовлетворения потребности в них. Отсюда еще одно название этой теории – количественная.

Экономическими, в соответствии с теорией предельной полезности, называются блага, способные удовлетворять какую-то потребность и количество которых ограничено по сравнению с потребностями. Ценность блага определяется его количеством. Потребности индивида характеризуются различной степенью напряженности. Наблюдения показывают, что напряженность потребности убывает по мере удовлетворения потребности вплоть до ее полного исчезновения. Шкала потребностей во благах и их цена определяется понятием убывающей полезности. Последняя, или конечная, полезность есть полезность последней наличной части блага. А.Маршалл, исходя из принципов теории предельной полезности, доказывает, что полезность и издержки дополняют друг друга. Обогащаясь математическими методами, моделями, схемами, графиками, теория предельной полезности превратилась в логически продуманную систему знаний.

Теория предельной полезности – составная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем. Первое –

неприемлемо определение стоимости затратами труда (или труда, земли и капитала). Второе – стоимость (ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага. Третье – стоимость

рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями. Четвертое – введено понятие предельной

величины и на основе этого разграничены совокупная и предельная полезность благ. Пятое – стоимость труда и капитала, а следовательно, и издержки производства, определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительских товаров.

Представители теории предельной полезности исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Под полезным эффектом благ понимается удовлетворение, которое получают люди от их

потребления, т.е. полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности человека.

Теория предельной полезности рассматривает не полезность потребительских благ вообще, а ту конкретную полезность, которую эти блага способны принести данному индивиду. Например, если потребитель А приобретает товар X, то он делает это для удовлетворения каких-то своих нужд, т.е. товар Х имеет определенную полезность для А. Когда потребитель покупает последовательно

единицы товара Х (например, книги), то каждая новая покупка будет увеличивать полезность, получаемую А от товара X. Сумма полезностей всех приобретенных единиц товара А (положим 5 книг) называется общей или совокупной полезностью (total utility – U) товара Х (в

нашем случае 5 книг). Если А приобретает еще однуединицу товара Х (6-ю книгу), то общая полезность возрастет на величину, которую называют предельной полезностью (marginal utility – MU). Иными словами, предельная полезность – это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления товара на одну дополнительную единицу.