logo
лекция 6 рынок, экономические системы

Функции рынка

Информационная. Благодаря постоянно меняющимся ценам рынок информирует производителей и потребителей о количестве, качестве, ассортименте предлагаемых товаров и услуг, побуждая их к соответствующим действиям.

Посредническая. В условиях общественного разделения труда именно рынок сводит отдельных хозяйствующих субъектов, позволяет согласовывать их интересы: потребителю – выбирать оптимального поставщика, а продавцу – наиболее подходящего покупателя. Без рынка товарное производство не может служить потребителю.

Регулирующая. Рынок регулирует производство. Так, увеличение спроса ведёт к росту цены и ответствующему расширению производства, падение спроса – к сокращению производства. Таким образом, в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства и распределения ресурсов.

Санирующая (принудительная). Рынок предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. Рыночная конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.

Ценообразующая. Именно на рынке под воздействием спроса и предложения, без участия каких-либо директивных органов формируются цена, отражающая потребность в том или ином товаре, и затраты ресурсов, которые общество выделяет на удовлетворение этой потребности.

Контрольная. Рынок выявляет, соответствует ли производство экономических благ потребностям общества.

Критерии группировки

Виды рынков

Экономическое назначение объектов рыночных отношений

Рынки товаров и услуг, труда, капитала, научно-технических разработок земли, ценных бумаг, валюты и т.п.

Товарные группы

Рынки товаров производственного назначения, потребительских товаров, факторов производства.

Территориальный признак

Рынки местные, региональные, общенациональные, мировые.

Степень развитости конкуренции

Совершенно конкурентный рынок, монополизированный, монопсонический, смешанный.

Характер продаж

Рынки оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок.

Соблюдение законности

Рынки легальные, нелегальные, «теневые», «чёрные».

Степень участия государства

Рынки стихийные и регулируемые.