Функции рынка
Информационная. Благодаря постоянно меняющимся ценам рынок информирует производителей и потребителей о количестве, качестве, ассортименте предлагаемых товаров и услуг, побуждая их к соответствующим действиям.
Посредническая. В условиях общественного разделения труда именно рынок сводит отдельных хозяйствующих субъектов, позволяет согласовывать их интересы: потребителю – выбирать оптимального поставщика, а продавцу – наиболее подходящего покупателя. Без рынка товарное производство не может служить потребителю.
Регулирующая. Рынок регулирует производство. Так, увеличение спроса ведёт к росту цены и ответствующему расширению производства, падение спроса – к сокращению производства. Таким образом, в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства и распределения ресурсов.
Санирующая (принудительная). Рынок предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. Рыночная конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.
Ценообразующая. Именно на рынке под воздействием спроса и предложения, без участия каких-либо директивных органов формируются цена, отражающая потребность в том или ином товаре, и затраты ресурсов, которые общество выделяет на удовлетворение этой потребности.
Контрольная. Рынок выявляет, соответствует ли производство экономических благ потребностям общества.
Критерии группировки | Виды рынков |
Экономическое назначение объектов рыночных отношений | Рынки товаров и услуг, труда, капитала, научно-технических разработок земли, ценных бумаг, валюты и т.п. |
Товарные группы | Рынки товаров производственного назначения, потребительских товаров, факторов производства. |
Территориальный признак | Рынки местные, региональные, общенациональные, мировые. |
Степень развитости конкуренции | Совершенно конкурентный рынок, монополизированный, монопсонический, смешанный. |
Характер продаж | Рынки оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок. |
Соблюдение законности | Рынки легальные, нелегальные, «теневые», «чёрные». |
Степень участия государства | Рынки стихийные и регулируемые. |