4. Понятие и научная методология разв-я нэ
Методология – сов-сть приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Она включает как общефилософский метод, так и методы конкретных наук. Научные основы методологии развития НЭ базируются на законах и категориях диалектики эк. теории. Научные основы эк. процессов опираются на положения:
- эк. развитие имеет свои объективные законы (удовлетворения потребностей; спроса и предложения; стоимости), в кот. отражены существенные причинно-следственные связи явлений, выражена их повторяемость в опр. условиях;
- развивающиеся во времени соц.-эк. явления имеют факт преемственности. Изучение прошлого и настоящего дает основу для предвидения и оценки будущих тенденций.
Объективную основу развития НЭ составляют законы.
Основными элементами методологии являются:
1) принципы – основные исходные положения и основополагающие правила. Они определяют направленность, нацеленность и комплексность разработки и обоснования развития национальной экономики;
2) методы – способ (средство), с помощью которых обеспечивается развитие национальной экономики;
3) показатели – форма количественного выражения развития национальной экономики;
4) методика – совокупность рабочих методов и приемов, используемых для расчетов и осуществления разработок;
5) логика – правила, процедуры и обоснованность действий при развитии национальной экономики;
Научной основой изучения НЭ выступают з-ны и категории эконом. теории, в частности з-ны, к-рые делятся на общие, специфическ, всеобщие.
При формировании развития национальной экономики учитываются принципы:
-динамичности явлений (Количественные и качественные изменения, происходящие внутри явления, могут формировать принципиально новое качество объекта);
-согласованности развития (согласование показателей развития нэ, различающихся по масштабности (макро- и микропрогнозы); временному периоду (оперативные, кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы);
-вариантности (закл в разработке нескольких наиболее вероятных вариантов развития событий в условиях неопределенности будущей среды нэ).
-единства и политики (системное решение в развитии нэ экономических, социальных и политических задач, поставленных государством перед обществом, по ускорению социально-экономического развития страны).
-научной обоснованности (развитие составляется на научной основе с учетом экономических законов и закономерностей развития общества).
-обоснования (выделения) ведущих звеньев и определение главных задач
-комплексности
-системности (системный характер развития национальной экономики - все уровни рассматриваются как взаимосвязанная система)
-директивности договорных обязательств (После заключения договоров и государство, и организация обязаны выполнить условия договоров).
В процессе развития национальной экономики необходим контроль, т.к. могут возникать различные диспропорции, обусловленные внешними и внутренними факторами.Подходы : исторический; комплексный; системный; структурный.
5. Основные макроэк. показатели и пропорции национальной экономики.Эк-ку как целое изучает макроэкономика Объектом изучения макроэк-ки явл-ся сводные, обобщающ. пок-ли по хоз-ву страны в целом: нац. богатство, валовой нац. продукт (ВНП), валовой внутр. продукт (ВВП), нац. доход (НД), суммарные гос. и частные инвестиции, общее кол-во денег в обращ.
Количественную (цифровую) инф-цию об уровне и возможностях разв. эк-ки страны в целом предоставляет соц-эк статистика.
Основные статистические показатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов. Ключевым показателем является ВВП.
ВВП — обобщ. экономич. показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназнач. для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов, методом формирования ВВП по источникам доходов.
ВНП, в отличие от ВВП отражает совокупную стои-сть конечн. товаров и усл., ее данных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами, если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это есть размер ВНП.
Важным макроэкономическим пока-лем является НД. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов пр-ва, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД — это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД — это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления.
Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.
Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ).
6. . Система национального счетоводства (СНС)
СНС как междунар.стандарт 1992г. - макроэкон., бух., цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хоз.периода. Бух.аспект обеспечивается тем, что отражение эк. цикла ведется с помощью двойной проводки операций в системе счетов. Т.о., СНС даёт конкретное отражение эк.цикла, а не его теоретич. анализ.
Основным назначением СНС явл. обеспечение эффект. учёта, анализа, прогнозирования и гос.регулирования эк-ки на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, факт. организации производства и распределения продукта и дохода. Эк-ка в соотв. с СНС подразд. на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; гос.управление; частные некоммерч.учреждения, обслуживающие домашние хоз-ва; домашние хоз-ва (население).
В методол. плане в основе СНС лежит расширенная концепция пр-ва, кот. охватывает следующие виды экон.деятельности: а) производство товаров, в т.ч. для собственного потребления; все рын. услуги, включая услуги образования, медицины, банков и страховых компаний; б) нерыночные услуги, включая гос.управление, услуги некоммерч. огранизаций и наемной прислуги; в) услуги по поддержанию жилищ, оказываемые их собственниками, за искл. услуг по ведению дом.хоз-ва.
В международной СНС в наст.время приняты след.группы счетов: для секторов эк-ки; отраслей эк-ки; отдельных эк.операций; эк-ки в целом. Ключевыми макроэкон.агрегатами в СНС явл. ВВП, ВНП и НД. Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития (ВВП, НД и их компоненты). СНС в широком смысле — система макроэкономических расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. СНС включает пок-ли объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построение балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период
7. Типы нац.хозяйственных систем.Эк-кая модель каждой страны — это рез-т, длит. истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия. Именно поэтому каждая НЭ система уникальна.Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие эл-ты НЭ, уточнить совок-сть принципов, институтов, форм и мех-змов функц-ния, с тем чтобы с макс. пользой применить их для форм-ния и разв. нац. эк-ки Бел., ее продвижения к рынку.Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:германскую (широко известная модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование); французскую (известна своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом); итальянскую (ее характерная особенность — кооперативизм); • шведскую (известна как «государство благосостояния»)Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с бщеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая характ-ется интенс. перераспр-ем акционерной собств-сти.
Особое место принадлежит японской экономической модели - социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Наряду с указ. м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма». Из привед. выше моделей разв. стран выделить (по критерию «социальности») либеральную, соц. ориентированную и соц-демокр. группы. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга:
структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;
социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика;
участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;
границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении.
Критериями отнесения страновых моделей к той или иной группе выступают их базовые характеристики. В общую совокупность таких характеристик, принципов входят следующие:
-отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с государственной и другими формами собственности;
-уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер;
-границы и методы государственного воздействия на экономику;
-цели и средства проводимой экономической политики;
-формы взаимодействия государства и бизнеса;
-методы регулирования экономических процессов обеспечения устойчивого развития; -объем и значение государственного сектора в производственном комплексе и др.
8.Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.Термин «потенциал» применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным эконом потенциалом поним максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.Объемы и структура, технический уровень производства потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях НЭ, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материал и духовн ценности, труд и прир ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенции страны.Основн факторами, определяющими эк. потенциал, являются производственные мощности пром-сти, с/х, стр-ства, транспорта и связи, производств, соц. и эколог инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления.Важнейшими составляющими совокупного экономическох потенциала Беларуси являются:природно-ресурсный потенциал; демографический и трудовой потенциалы; научный, научно-технический и инновационный потенциал, информационно-технологический потенциал; производственный потенциал; инвестиционный потенциал национальной экономики; внешнеэкономический потенциал; экологический потенциал. Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:
-численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение населения;
-трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной экономики;
-индекс развития человеческого потенциала;
-стоимость и структура основных производственных фондов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа);
-ВНП, валовой внутренний продукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономически развитыми странами;
-возможные объемы роста выпуска промышленной, сельскохозяйственной продукции, продукции строительства, перевозок грузов и пассажиров;
-уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами;
-наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов;
-экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).Эконом. потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования.
9. . Природно-ресурсный и экологический потенциал национальной эк-ки Бел.
Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при иных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Зем ресурсы. Представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями. Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой.Водные ресурсы. Включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя находится в сравнительно благоприятных условиях. В Беларуси функционирует специфическая отрасль экономики — водное хозяйство, которое занимается изучением, учетом, управлением, прогнозированием и планированием использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления.Лесные ресурсы. Включают стволовые запасы древесины разнообразные недревесные ресурсы: технические, кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохр. функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезные, противоэрозионные и др.). Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство — национальной экономики, которая обеспечивает потребность страны в древесине и других продуктах леса, сохранение национальное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда, усиление экологических функций лесов.Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Территория Беларуси перспективна в отношении черных и цветных металлов. Беларусь имеет достаточно мощную мин-сырьевую базу для производства строительных материалов. Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. При оценке экол-кого потенциала Бел. необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в.Наиболее серьезной экологической проблемой остается биоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития экономики страны является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси. Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. Образование и накопление отходов производства и потребления ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей.
- 1. Понятие национальной экономики.
- 4. Понятие и научная методология разв-я нэ
- 10. Земельные ресурсы в природно-ресурсном потенциале.
- 13. Минерально-сырьевые ресурсы в природно-ресурсном потенциале.
- 16. Состав и структура трудового потенциала в национальной экономике.
- 17. Занятость населения и политика на рынке труда.
- 18. Научный потенциал, его характеристики. Понятие науки.
- 20. Организационные формы управления научным комплексом страны.
- 22. Производственный потенциал.
- .Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г.
- 28.Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.
- 31.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.
- 32.Сельское хозяйство в структуре апк.
- 33. Переработка сельскохозяйственного сырья в структуре апк.
- 35.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.
- 37.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.
- 39.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.
- 40.Физкультура и спорт в с-к комплексе страны.
- 41.Культура и искусство в с-к комплексе.
- 42.Соц обслуживание, его виды и задачи развития.
- 43.Состав соц-потреб комплекса.
- 44.Роль, значение и показатели развития розничной торговли в с-п комплексе.
- 45.Роль, значение и развитие общественного питания, бытового обслуживания в с-п комплексе.
- 46. Состояние, факторы и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства в системе социально-потребительского комплекса
- 47. Региональные социально-экономические комплексы.
- Понятие и проблемы переходного процесса при смене экономической модели развития.
- 53. Рыночные институты и рынки факторов производства
- 54. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов
- 55. Реструктуризация предприятий в процессе формирования рыночной экономики,
- 56. Демонополизация и развитие конкуренции
- 57. Государственное и частное предпринимательство
- 59. Структурная трансформация национальной экономики: цели, принципы, механизмы
- 60. Модернизация структур реального сектора экономики
- 62.Структура органов государственного управления Республики Беларусь.
- 61.Цели, функции и методы государственного регулирования экономики.
- 63.Прогнозирование, планирование, программирование как формы государственного регулирования экономики. Важнейшие прогнозные и программные документы по социально-экономическому развитию рб.
- 64. Фин. Система нац. Экономики.
- 65. Бюджетное регулсистема национальной экономики.
- 66. Кредитно-денежное регулирование
- 67. Налоговая система национальной экономики.
- 68. Валютная политика и валютный контроль.
- 69. Социальная политика рб и направления её развития.
- 71. Денежные доходы и расходы населения.
- 72. Принципы интерг.Нац.Эк-ки в мир.Эконом.Систему.
- 73. Формы экономической интеграции мэи
- 74. Интеграционные процессы в экономике стран снг, задачи углубления экономической интеграции, формирование единого экономического пространства.
- 75. Экономическая интеграция Беларуси и России: предпосылки, задачи развития.
- 76. Многовекторность внешнеэкономической политики Беларуси: понятие, тенденции развития.
- 77. Понятие экономической безопасности.
- 78. Факторы, создающие угрозы экономической безопасности.
- 79. Экономическая безопасность как система, показатели экономической безопасности.
- 80. Проблемы энергетической безопасности рб и пути их решения.
- 81. Проблемы продовольственной безопасности рб и пути их решения.
- 82. Институциональные основы системы экономической безопасности.
- 83. Функции государственных органов в системе обеспечения безопасности.