logo
EKONOMIKA_otvety_pobiletno

15.1 Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка

Различают несколько видов конкуренции или так называемых форм рыночных структур:

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при след.условиях:

•Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию.

•Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия

•Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких либо препятствий; вход и выход из отрасли абсолютно свободен

•Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и услуги и т. д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой либо группы предпринимателей произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит монополистическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию.

Противоположностью конкуренции служит монополия, для которой характерно наличие одного продавца, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано.

В ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.