4.2. Основные типы рыночных структур конкуренции
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.
2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.
3. Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).
4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двустороння монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.
По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» – без сговора – соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.
Полиполия (совершенная конкуренция) – большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.
Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, так как на продажу предлагаются только однородные товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена – это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:
Акцептант цены. Хотя цена и формируется в процесс конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.
Если же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.
Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они оказывают влияние на цену.
Регулятор количества. Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.
Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:
- большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара;
- каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении неотличим от продукта других продавцов;
- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспект либо минимальны, либо вообще отсутствуют;
- никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует, и ресурсы – переменные факторы производства – мобильны;
- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.
Нетрудно заметить, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
Для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена – это заданная величина. Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.
Монополия – один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:
а) продавец является единственным производителем данного товара;
б) реализуемый продукт уникален, в том смысле, что нет его заменителя;
в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем цены, т.е. монополист назначает цену, и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольную высокую цену, так как по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает);
г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов – как естественного, так и искусственного происхождения, примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования – электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке.
Монополистическая конкуренция – относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.
Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с мелкими и средними присутствуют достаточно крупные фирмы.
При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:
- на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;
- для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;
- предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции;
- доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений.
Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.
Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия – частый случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Причем в условиях олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация – на рынках потребительских товаров.
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (больше число фирм), и наоборот.
Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично так называмое лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.
В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.
- Экономическая теория Учебное пособие
- Оглавление
- 8.1.Сущность и функции денег 284
- От авторов
- Раздел I. Введение в экономическую теорию Глава 1. Становление и развитие экономической теории
- 1.1. Генезис экономической теории
- 1.2. Предмет и метод экономической теории
- 1.3. Экономические ресурсы. Экономический выбор
- 1.4. Экономические системы
- 1.5. Собственность: экономическое содержание и формы
- 1.6.Сущность и функции денег
- Раздел II. Микроэкономика Глава 2. Теория спроса и предложения
- 2.1. Рынок. Структура рынка, субъекты рынка, функции рынка
- 2.2. Спрос. Закон спроса
- 2.3. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения
- 2.4. Рыночное равновесие
- Спрос и предложение товара
- 2.5. Эластичность спроса по цене
- Эластичное (s1) и неэластичное (s2) предложения
- 2.6. Потребительские предпочтения и предельная полезность
- Нормального товара (а), некачественного товара (б), товара Гиффена (в)
- Глава 3. Теория фирмы
- 3.1. Экономическая природа фирмы
- 3.2. Производственная кривая и производственная функция. Факторы производства
- 3.3. Прибыль как цель капиталистической фирмы. Условия максимума прибыли
- 3.4. Классификация издержек фирмы
- Глава 4. Типы рынков и основы ценообразования в различных рыночных структурах
- 4.1. Конкуренция: сущность, методы, последствия
- 4.2. Основные типы рыночных структур конкуренции
- 4.3. Основные типы совершенной и несовершенной конкуренции
- 4.4. Ценовая дискриминация
- 4.5. Потери от несовершенной конкуренции
- Pис. 4.15. Потери от несовершенной конкуренции
- 4.6. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта
- 4.7. Воздействие государства на механизм ценообразования
- Глава 5. Рынки факторов производства
- 1. Общая характеристика рынков факторов производства
- 5.2. Особенности спроса и предложения на рынках факторов производства
- 5.3. Рынок труда и заработная плата
- 5.4. Рынок капитала, процентная ставка и инвестиции
- 5.5. Рынок земли и природных ресурсов
- Раздел III. Макроэкономика
- Глава 6. Национальная экономика: результаты и их измерение
- 6.1. Схема кругооборота доходов и расходов в рыночной экономике
- 6.2. Валовой внутренний продукт и методы его расчета
- 1. Метод добавленной стоимости
- 2. Метод расчета ввп по расходам
- 3. Метод расчета ввп по доходам
- 6.3. Номинальный и реальный ввп
- 6.4. Макроэкономические показатели, рассчитанные на основе ввп
- Глава 7. Макроэкономическое равновесие
- 7.1. Равновесное функционирование национальной экономики
- 7.2. Нарушение макроэкономического равновесия: цикличность развития рыночной экономики
- 7.3. Нарушение макроэкономического равновесия: безработица
- 7.4. Нарушение макроэкономического равновесия: инфляция
- Глава 8. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства
- 8.1.Сущность и функции денег
- 8.2. Кредит: его функции и виды. Коммерческие банки и их операции
- 8.3.Современная банковская система. Центральный банк и его функции
- 8.4. Спрос на деньги. Денежный рынок
- 8.5. Монетарная политика государства
- А)денежный рынок; б) рынок капиталов; в)производство Глава 9. Бюджетно-налоговая политика государства
- 9.1. Финансы и финансовая система
- 9.2. Государственный бюджет и его структура
- 9.3. Бюджетно-налоговая политика. Налоги. Налоговая система
- Классификация налогов
- 9.4. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 9.5. Государственный долг и его экономические последствия
- Глава 10. Экономический рост
- 10.1. Понятие и сущность экономического роста
- 10.2. Факторы и типы экономического роста
- 10.3. Модели экономического роста
- 10.4. Экономический рост и структурные изменения экономики
- Глава 11. Международные экономические отношения
- 11.2. Мировой экономический порядок
- Структура международной экономики
- 11.3. Место российской экономики в мировом хозяйстве
- 11.4. Международное разделение труда
- 11.5. Международная торговля
- Внешняя торговля России, (млрд долл.)
- 11.6. Международная валютная система
- 11.7. Особенности мирохозяйственных связей на стыке веков
- Глава 12. Основы переходной экономики
- 12.1. Переходные процессы и специфика этих процессов в российской экономике
- 12.2. Формирование реальных рыночных отношений – главная цель переходной экономики
- 12.3. Изменение структуры собственности в переходной экономике
- 12.4. Развитие предпринимательства
- 12.5. Формирование открытой экономики
- 12.6. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления в условиях переходной экономики
- Литература
- Экономическая теория